О неочевидной пользе физических упражнений, которые оказывают положительное влияние не только на тело, но и на умственные способности и психическое здоровье.
Авторы книги, Джон Рэйти и Эрик Хагерман, подробно, приводя убедительные научные доказательства, рассказывают о том, как физические нагрузки влияют на людей. От множества проблем в жизни — плохого настроения, стресса, панических атак, гормональных нарушений, вредных привычек, можно избавиться с помощью увеличения физической активности. Наука подтверждает давно известную истину о том, что движение — это жизнь.
Авторы рассказывают, почему активность полезна не только для тела, но и для мозга. Какие вещества вырабатываются при физических упражнениях, как они влияют на работу нашего мозга, на наше самочувствие, действия и мысли. Все научные данные иллюстрируются вдохновляющими примерами из жизни и практики Джона Рэйти.
Идея 1. Физические упражнения полезны для мозга
Замечали ли вы, что после физической активности или даже просто прогулки у вас улучшается настроение? Как показывают исследования, физические упражнения действительно улучшают самочувствие. Но мало кто представляет, почему это происходит. Многие знают, что во время физической активности вырабатываются эндорфины — гормоны удовольствия, но основная причина позитивных ощущений в том, что когда кровь бежит быстрее по сосудам, наш мозг работает с максимальной эффективностью. Поэтому улучшение работы сердца и легких, а также развитие мышц авторы считают лишь побочным эффектом физической активности. Главная роль физических упражнений — регулирование работы мозга.
Малоподвижный образ жизни приводит не только к ожирению и другим болезням, но и, по выражению авторов, буквально иссушает мозг. Авторы отмечают, что не стоит воспринимать мозг и тело как независимые друг от друга части, они взаимосвязаны. И чтобы мозг работал максимально эффективно, тело должно получать нормальную нагрузку. Тренируясь, вы не только накачиваете мышцы, но и создаете новые нейронные связи, усиливая таким образом базовые функциональные способности мозга. Упражнения положительно влияют на когнитивные навыки человека и его умственные способности. Это лучшее средство в борьбе со множеством проблем современного человека, уверены авторы.
В старшей школе города Нейпервилла провели эксперимент: рано утром до начала занятий дети бегали. Это нововведение превратило школьников не только в одних из самых спортивных в США, но и в одних из самых умных. Физические упражнения до начала занятий увеличили способность учеников к чтению и улучшили успеваемость по другим предметам.
Многие научные исследования подтверждают, что физическая активность заводит биологические процессы и активизирует связи между клетками головного мозга. Благодаря этим связям мозг лучше воспринимает новую информацию и запоминает.
В конце семестра дети, участвующие в эксперименте, улучшили результаты по чтению и пониманию текста на 17%. Администрация школы была так впечатлена, что ввела нулевой урок по физкультуре для всех классов. Но чтобы по необходимому предмету был результат, заниматься им нужно сразу после физической нагрузки. Ученики, у которых чтение было восьмым уроком, показали результаты хуже, чем те ученики, у которых этот предмет был вторым.
Поэтому если вы хотите лучше усваивать какой-то предмет, занимайтесь им сразу после физической активности.
Детям в нейпервиллской школе не просто преподают физкультуру, но и обучают правильному образу жизни. Они понимают, что благодаря физической активности обретают хорошую форму, хорошее самочувствие и хорошую успеваемость.
Исследования говорят о том, что дети, которые регулярно занимались физкультурой, продолжают заниматься спортом и во взрослой жизни.
В Иллинойском университете психолог Чарльз Хиллман провел эксперимент. Он взял 80 детей и разделил их на две группы — на группу физически развитых детей и группу слабо физически активных. Он измерил их уровень внимания, рабочей памяти и скорости выполнения заданий. Во время выполнения заданий у детей снимали энцефалограмму. Она и показала, что активность мозга у физически развитых детей была выше. Были сделаны выводы, что лучшая спортивная подготовка детей определяет наличие у них более высокого уровня внимания и лучшие результаты в тестах. Также было выявлено, что физически активные дети спокойнее реагируют на ошибки и быстрее настраиваются на правильный ответ в тестах.
Еще один положительный аспект физической активности в том, что она помогает преодолевать застенчивость и становиться более социально активным. Когда вы достигаете результатов в спорте, к вам начинают обращаться за советами, вы забываете о стеснительности и с воодушевлением помогаете другим.
Поэтому авторы считают, что необходимо избавляться от стереотипа о том, что физкультура в школе — это что-то несерьезное. Также важно, чтобы учебные заведения охватывали всех детей с учетом их способностей, а не просто уделяли внимание только спортивным детям.
Идея 2. Вы можете перепрограммировать и вырастить клетки своего мозга
Когда школьники занимались физкультурой, они заряжались готовностью к учебе. То же самое происходит и со взрослыми в повседневной жизни. Физические упражнения, заряжая энергией мозг, оказывают на него позитивное влияние на клеточном уровне, повышая способность к усвоению и обработке новой информации.
Если раньше считалось, что нервные клетки не восстанавливаются, то сейчас ученые выяснили, что мозг гибок и пластичен. Его можно сформировать влиянием извне практически так же, как накачать мускулы поднятием тяжестей. Чем больше человек использует мозг, тем сильнее и гибче тот становится.
Все наши мысли и действия, а также окружающая обстановка влияют на нейроны, создавая модели соединений между ними. Мозг не запрограммирован раз и навсегда, он постоянно перепрограммируется и создает новые клетки и связи.
Мозг состоит из связей сотни миллиардов различных нейронов. Около 80% всех сигналов в клетках мозга передаются двумя нейромедиаторами, которые уравновешивают друг друга. Это глутаматы (соли глутаминовой кислоты), которые возбуждают активность нейронов, и гама-аминомасляная кислота (ГАМК), которая снижает активность нейронов. Когда между двумя нейронами действует глутамат, их активность возрастает, когда ГАМК — понижается.