О том, как идеи выдающегося мыслителя 18 века помогут вам изменить жизнь к лучшему.
Многие мыслители прошлого задавались вопросами, что означает жить хорошей жизнью, как стать счастливым, как сделать наш мир лучшим местом. Популярность книг по самопомощи и психологии говорит о том, что эти вопросы продолжают занимать современных людей.
Более 250 лет назад шотландский мыслитель Адам Смит задавался этими вопросами в своей книге «Теория нравственных чувств». Эта книга была попыткой Адама Смита объяснить, откуда берётся мораль и почему люди могут вести себя альтруистично даже когда это противоречит их собственным интересам. Книга представляла из себя смесь идей из психологии, философии, и того, что мы сейчас называем поведенческой экономикой. Книга содержит замечания Смита о дружбе, погоне за богатством, стремлении к счастью и добродетели. Попутно Смит рассказывает своим читателям том, что такое хорошая жизнь и как ее достичь.
Эта книга практически неизвестна широкой публике, в отличие от второй работы Смита «Исследования о причинах и природе богатства народов», хотя многие идеи обеих книг пересекаются.
Расс Робертс познакомился с «Теорией нравственных чувств» уже будучи признанным экономистом, и эта книга изменила его взгляд на других людей и самого себя.
Как отмечает Расс Робертс, Адам Смит помог ему понять, почему мы так любим знаменитостей, но в то же время, почему столько известных, красивых и богатых людей так несчастны, почему мы так падки на новые и дорогие вещи, но они никогда не делают нас по-настоящему счастливыми, почему, когда мы рассказываем незнакомым людям о своих проблемах, нам становится легче, почему мы не совершаем плохих поступков, когда имеем все возможности для этого и в чем залог настоящего счастья.
Идея 1. В основе наших действий лежит любовь к себе, но это не значит, что мы всегда действуем лишь исходя из собственных интересов
Представьте, что из новостей вы узнали о землетрясении в Китае, в котором погибли десятки тысяч людей. Наверняка вас глубоко расстроит эта новость и вы будете сочувствовать жертвам стихии и их близким. Но вскоре вы вернётесь к своим привычным занятиям и обязанностям, хотя и будете помнить об ужасном событии.
Теперь представьте, что вам позвонил врач и сказал, что уплотнение на вашем мизинце — раковая опухоль и палец нужно будет удалить. Наверняка теперь вы ни о чем другом думать не сможете. Ваш мизинец будет занимать вас гораздо больше, чем смерть десятков тысяч людей.
Этот мысленный эксперимент предлагал провести над собой Адам Смит в своей книге «Теория нравственных чувств», чтобы наглядно продемонстрировать читателям, что наши проблемы волнуют нас гораздо больше, чем трагедии других людей. Наша способность ощущать чужую боль гораздо меньше способности переживать нашу собственную. Мы практически полностью сосредоточены на собственных интересах.
Такова природа человека, которая не поменялась с 1759 года, когда Адам Смит выпустил свою первую книгу. Кажется, что здесь нет ничего удивительного. Многие считают, что этим Адам Смит доказывает, что мир управляется эгоизмом.
Но давайте проведём иной мысленный эксперимент Адама Смита. Допустим, вам сказали, что вы можете спасти свой мизинец, но для этого вам нужно будет обречь на гибель десятки тысяч людей. Какими бы неидеальными и эгоистичными мы ни были, большинство обычных людей не согласятся на такую ужасную сделку. Мы пожертвуем своим мизинцем, чтобы другие люди остались живы.
Почему наши собственные интересы уступают на задний план при такой постановке вопроса?
Да, мы можем оказывать кому-то помощь, если знаем, что сами получим некую выгоду от этого в будущем. Но парадокс в том, что зачастую люди действуют альтруистично, как в примере с мизинцем. Мы заботимся о других, даже если в этом нет никакой явной выгоды для нас. Как это соотносится с нашей сосредоточенностью на собственных интересах?
Расс Робертс приводит известные слова раввина Гилеля, описывающего этот парадокс: «Если я сам не за себя, то кто за меня? Но если я только за себя, то кто я?». С точки зрения Смита, если вы только за себя, если вы сохранили бы свой палец, убив миллионы, то вы не человек, а чудовище.
Существует причина, почему даже несмотря на нашу гипертрофированную сосредоточенность на собственных интересах, мы не всегда действуем лишь исходя из них.
Почему? Почему наши пассивные реакции почти всегда такие низменные и эгоистичные, а наши активные принципы такие благородные? Учитывая нашу любовь к себе, почему мы так часто действуем бескорыстно, принося в жертву собственное благополучие, чтобы помочь другим? Почему нам так тяжело видеть чужое страдание?
Ответ на этот вопрос неочевиден. Смит считал, что наше поведение управляется внутренним взаимодействием с тем, кого он называл беспристрастным зрителем — неким объективным внутренним наблюдателем. Это он оценивает наши действия с точки зрения морали. Он знает, когда мы что-то делаем правильно, а когда идём против себя. Этот наблюдатель напоминает нам о смирении, о том, что мы очень маленькие, а мир — большой. И несмотря на то что большую часть времени мы считаем себя центром Вселенной, в глубине души мы знаем, что мы очень малы по сравнению с миром. Мы заботимся о других и действуем альтруистично, потому что прислушиваемся к нашему объективному наблюдателю, который говорит нам, что мы не можем быть лишь сами за себя.
Большинство людей не станут красть не потому что боятся наказания. Даже если им представиться возможность безнаказанно забрать чужую вещь, они не станут этого делать. За ними никто не будет наблюдать снаружи, но за ними всегда наблюдает внутренний беспристрастный зритель.
Концепция беспристрастного зрителя представляет собой мощный инструмент саморазвития. С помощью него мы можем выйти за пределы своих интересов и посмотреть на себя так, как нас видят другие люди. Когда вы осознанны, когда вы смотрите на себя объективно и ясно видите свои недостатки, вы становитесь лучшим родителем, супругом, работником и вообще человеком.