Мы, борющиеся с Богом . Восприятие божественного

англ. Jordan Peterson. We Who Wrestle with God: Perceptions of the Divine
Краткое содержание книги
Читается за 40 минут
О чём книга ⚡

О том, как мифы объединяют людей в культурном и психологическом плане.

В своей четвертой книге Джордан Питерсон рассматривает устройство мира и человека через мифы и библейские образы. Мир — это не просто набор фактов и правил, в нем нет ничего предсказуемого. Он постоянно бросает нам вызов, и мы вынуждены бороться. Это место испытаний и в то же время — огромных возможностей. Наше высшее начало — дух творческого участия — помогает человеку в этой борьбе. Именно этот дух делает мир пригодным для жизни.

Связь с высшим началом означает для человека ряд обязанностей. Мы должны правильно называть понятия, выбирать слова для обозначения своих идей и ценностей, заботиться об общем благе и безопасности мира, участвовать в жертвенной трансформации, чтобы приблизиться к высшему началу, примирить человеческую и божественную природу.

Эти идеи Питерсон иллюстрирует историями Адама и Евы, Авеля и Каина, Авраама и Исаака, строителей Вавилонской башни, Моисея и Ионы. Он ищет в них связь с современностью, общечеловеческие закономерности, примеры борьбы и примирения с Богом. В библейских историях отражено реальное добро и зло и вечная борьба между ними. Библией Питерсон не ограничивается, хотя в основном опирается на нее.

Люди неизбежно будут бороться с Богом, но делать это можно по-разному. Если помнить о божественном начале и нравственном законе, прислушиваться к совести и призванию, эта борьба принесет преображение и духовный рост. Но если в борьбе с Богом мы встанем на сторону змея-искусителя, забыв о высшем начале, то все погрузится в хаос.

Идея 1. В Библии Бог противостоит хаосу, пустоте, бездне

Бог — это созидающий дух, творческий и активный. Он порождает противоположности — свет и тьму, землю и воду, и возможности, возникающие из пространства между ними. Бог создает не просто порядок, но порядок благой. Появляются небесная и земная твердь, нижние земные воды и верхние, источник дождя. Земля отделяется от океанов, на ней появляются растения, животные и, наконец, люди — мужчина и женщина. При каждом созидательном акте Бог убеждается, что это хорошо. То есть он не только создает порядок из хаоса и противостоит ему, но и делает это с благими намерениями и хорошим результатом. Он, как дух, направленный на существование и процветание всего созданного им. Жизнь, согласно божественному замыслу, должна идти от хорошего к еще лучшему, переходить на новые уровни истины, красоты и добра.

Высшая точка творения — это создание мужчины и женщины. Это воплощения Бога, творческого духа, творящего порядок из хаоса, используя все возможности. Мужчина и женщина отражают этот дух и должны повторять творческое начало. Для этого им нужно придерживаться принципов, направленных на благо и воплощенных в Слове Божьем.

Природу Бога отражает моральный порядок. Он как неподвижный и нерушимый стержень, монотеистическое единство, вокруг которого должно вращаться все остальное. Он воплощает и права человека, и его ответственность. Мужчина и женщина созданы по образу и подобию Бога. В каждом из нас живет дух, делающий человека ценным. Если не верить в эту ценность, в том, что в каждом живет божественный творческий дух, то можно создать ад на земле, с ужасными отношениями и ужасным государственным устройством.

Когда высшее единство ставится под сомнение, появляются два других божества — наслаждение и власть. Они могут рассматриваться как духи, которые пришли овладеть культурой. И удовольствие, и власть, по мнению Питерсона, по-своему необходимы, но они становятся патологическими, когда их возводят в высшую степень. Мир не сможет выжить, если им будут править только гедонизм или власть. Они вырождаются в тиранию и хаос, поднимаясь на самый высокий уровень. Миром, где царит порядок, должна управлять модель столкновения и борьбы с хаосом, истины и добровольного самопожертвования. Нам покровительствует божественный дух, когда мы стремимся уйти из тоталитарного ада или нигилизма, или прихотей собственного «я».

Этот дух отражается в разных культурных историях, помогая понять вечную ценность архетипических персонажей: Дракона Хаоса, Великой Матери, Великого Отца и божественного Сына. Эти персонажи легко узнаваемы, в какой бы культуре они ни появлялись. Дракон Хаоса — это неисследованные возможности за пределами нашего опыта. Великая Мать — это сама природа, раскрывающая наш потенциал и опыт взаимоотношений с собственными матерями. Это любовь и забота, дающая жизнь в прямом смысле, и препятствие к самостоятельности при неблагоприятных обстоятельствах. Великий Отец представляет собой структуру безусловных ценностей, основанную на божественном духе, на его творческом и возрождающем действии. Но это и вечный тиран, который поднимает голову, когда эта структура становится устаревшей, жесткой или слепой. Архетипический индивид — это Герой, активно преображающий мир, дающий новые имена и подчиняющийся божественному духу. Ему вечно противостоит Противник, дух Каина и Люцифера, гордый и самонадеянный, бросающий вызов космическому порядку и его создателю.

Адам, первый человек, — тоже герой, который, согласно Библии, нуждался в помощнике. Ему нужен был равный, товарищ и помощник, разделяющий его мысли. Животные, окружающие его, не обладали разумом, моральными и интеллектуальными идеями. Они могли быть служителями, но не помощниками. Бог был объектом почитания и источником существования. Адам был одинок, поскольку рядом не было равных ему, и нуждался в помощнике.

Интересно, что Ева произошла от Адама, а не наоборот. Это символизирует творческое первенство Логоса, работающего в гармонии с Отцом, через которого Логос действует. Ева произошла от Адама, когда он спал, и Бог взял одно из его ребер, покрыл плотью и сотворил женщину, которую привел к Адаму. Ева как вечная женственность привлекает внимание к тому, что еще не охвачено сознанием, не получило названия и не вошло в общественный порядок — ведь она произошла от сонного Адама. Ева соответствует Адаму как в даосизме Инь соответствует Ян. Она обращает внимание Адама на то, что он упустил из виду. Ева соответствует роли женщины в эгалитарных обществах. Женщины более сговорчивы, больше заботятся о других, больше интересуются людьми, более эмоциональны и чувствительны.

Продолжение — на MakeRight
Оформите подписку на MakeRight и получите доступ к этому и ещё 800 пересказам нонфикшен-книг.
Посетителям Брифли — скидка 30% в первые 3 дня после регистрации на MakeRight.
Подписаться на MakeRight

Читайте также