Как свинья-копилка может изменить жизнь
Майк Микаловиц создал свой первый бизнес — компанию по сборке компьютеров — «из амбиций и воздуха» и в 24 года был удостоен звания молодого предпринимателя года в США. Через несколько лет он продал этот бизнес и на следующий день запустил новую компанию. Через два года он продал свою долю в ней за несколько миллионов долларов.
Получив первый чек, он почувствовал себя властелином мира и начал сорить деньгами — купил за один день три дорогие машины, заказал фешенебельный тур на Гавайи для своей семьи и стал членом элитного клуба с огромными членскими взносами. Затем он инвестировал средства, вырученные от продажи компании, в 12 стартапов и стал ждать дивидендов. Однако эти бизнесы не только не приносили прибыли, но и требовали постоянных вложений. Через год все компании, кроме одной, пошли ко дну, а Майк обнаружил, что потратил на них все свои сбережения. Последней каплей стал звонок бухгалтера, который сообщил, что у Майка задолженность по налогам.
Майк был в шоке. Он оставил семью без средств к существованию, а сам за год превратился из миллионера в банкрота. Он продолжал бы жалеть себя, если бы не девятилетняя дочь. Она принесла свинью-копилку, которую ей подарили еще при рождении, и сказала: «Папа, не волнуйся, у нас есть деньги».
В этот момент Майк понял, что формула «Продажи — Издержки = Прибыль» не делает человека свободным и богатым. Мы берем кредиты на развитие бизнеса, получаем выручку, платим зарплату сотрудникам и инвестируем остаток средств в бизнес. Нередко мы видим «живые» деньги, только когда продаем компанию, если повезет и найдутся желающие ее купить.
Майк умел зарабатывать деньги, умел их тратить, но не умел сохранять. Свои новые компании он создавал исходя из нового принципа: «Продажи — Прибыль = Издержки». Нужно зафиксировать прибыль, а потом подумать, сколько денег вы можете потратить. Такой подход позволяет рационально вести бизнес без кредитов и «затягивания пояса» в надежде на лучшие времена.
Проблемы с финансами: две причины
Мы привыкли думать, что крупные компании приносят большую прибыль. Но по-настоящему прибыльных компаний не так много. Большинство предпринимателей едва покрывают издержки, а некоторые годами работают в минус, накапливая долги.
Финансовые проблемы в бизнесе возникают из-за двух противоположных причин:
• Плохие продажи. Пока продукт продается кое-как, у вас есть деньги только на текущие расходы. Но вы надеетесь, что спрос повысится. Но вместо роста наступает спад, и вам нечем платить по счетам.
• Слишком хорошие продажи. Вы зарабатываете все больше, но расходы тоже растут. Вы нанимаете дополнительный персонал, закупаете новое оборудование. Ваши личные потребности тоже становятся иными — большой дом, новая машина, частная школа для детей… Кажется, что так будет всегда. И тут, как и в первом случае, происходит спад в продажах. А у вас никаких накоплений, а возможно, и долги — невыплаченные кредиты, налоги, зарплата сотрудникам.
Если у предпринимателя нет правильного понимания прибыли, любой бизнес, даже самый крупный — всего лишь карточный домик.
На банковский счет поступают деньги (зарплата, оплата счета, гонорар), и мы испытываем радость, чувствуем себя успешными. И тут же начинаем тратить деньги — оплачиваем счета, совершаем покупки. Деньги кончаются. Мы смотрим на нулевой баланс, испытываем стресс и бросаемся зарабатывать деньги, чтобы вновь ненадолго почувствовать себя счастливыми. Даже если находится кто-то, кто готов купить нашу компанию, мы продолжаем действовать по той же схеме — получаем, тратим и оказываемся ни с чем.
Подобное поведение свойственно всем людям — и предпринимателям, и наемным работникам. Оно обусловлено эффектом новизны — психологическим феноменом, благодаря которому мы воспринимаем и запоминаем последнюю информацию.
Если мы продолжим жить от чека до чека и от стресса до стресса, шанс выбраться из долгов невелик, да и до инфаркта недалеко. Кроме того, подобное поведение не делает нас счастливее и не приближает к цели — будущему, о котором мы мечтаем. Мы нередко попадаем в ловушку выживания — стараемся выйти из кризиса любой ценой — продаем некачественные товары и услуги; нашими клиентами становятся люди, которые нам неприятны; занимаемся тем, что нам неинтересно, вместо того, чтобы достичь мастерства в своем деле и жить так, как нам нравится.
Здоровое питание для бизнеса
Система Profit First (сначала прибыль) проста и эффективна. Все, что нужно от вас, — полная вовлеченность и четкое следование правилам.
Шаг 1. Нарисуйте на песке линию в знак того, что с этого момента начинаете жить иначе. Пообещайте себе, что будете вести прибыльный бизнес. Это ваша главная цель, а все остальное вторично. Уже сегодня ваш бизнес станет здоровым.
Шаг 2. Скажите себе, что вы не будете ругать себя, жаловаться и вспоминать прошлое.
У людей, которые слишком много едят, возникают проблемы со здоровьем. Избыточное потребление в бизнесе тоже мешает ему нормально функционировать и приносить прибыль.
В 2012 году Коэрт ван Иттерсум и Брайан Уансинк опубликовали данные исследования причин лишнего веса у американцев. Оказалось, что с 1900 до 2012 года размер средней порции американца вырос на 23%, что ведет к увеличению веса на 2,3 кг ежегодно.
Чтобы справиться с проблемой чрезмерного потребления, нужно следовать четырем простым принципам здорового питания, которые применимы и в бизнесе:
1. Используйте маленькие тарелки. Так вы запускаете цепную реакцию — кладете на них меньше еды, потребляете меньше калорий, не набираете (или теряете) вес.
Первые 7 дней доступа — бесплатно.