О дихотомии двух полушарий человеческого мозга и о том, как это разделение глубоко переплетено с нашим восприятием мира и культурой.
Двухполушарная структура мозга лежит в основе двух противоположных реальностей, но их взаимосвязь не симметрична. Эти отношения можно сравнить с отношениями художника и критика или короля и его советника. Автор книги, Иэн Макгилкрист, приводит в своей книге философскую притчу, иллюстрирующую главную идею. Мудрый духовный учитель, который правит обширными владениями, должен доверять своим посланникам управление отдаленными районами. Один амбициозный эмиссар, видя в сдержанности хозяина слабость, узурпирует власть, превращая процветающую область в тиранию, которая в конце концов рушится. Автор использует эту историю, чтобы провести аналогию с процессом, происходящим в нашем мозге. По мнению автора, два полушария головного мозга, подобно мастеру и его посланнику, должны сотрудничать, но они находятся в состоянии конфликта. Этот конфликт зафиксирован в истории философии и культуры. Современная цивилизация находится под контролем эмиссара, амбициозного регионального бюрократа, который предал своего мудрого учителя и пренебрегает интересами целого ради личной выгоды.
Между полушариями существуют нейропсихологические, анатомические, физиологические и химические различия, и эти различия связаны с различными аспектами человеческого опыта. Эти различия не произвольны, они имеют смысл. Существуют две фундаментально противоположные реальности, формируемые каждым полушарием. Обе они необходимы для человеческого мира, но между ними существует борьба за власть, и эта борьба оставила отпечаток в истории человеческой культуры.
Макгилкрист опровергает распространенные заблуждения о специализации полушарий — например, о том, что левое полушарие является рациональным и «мужским», а правое полушарие — творческим и «женским». Оба полушария мозга активно участвуют в большинстве психических процессов и состояний. Каждое полушарие вносит свой вклад в наше понимание мира и наш опыт, но этот синтез неравнозначен — «версия» мира одного полушария часто начинает доминировать. Главное различие заключается не в том, «что» делает мозг, а в том, «как» он это делает. Левое полушарие склонно обрабатывать информацию изолированно, в то время как правое полушарие воспринимает вещи в целом. Это различие очень важно для понимания нашего мира и нас самих.
Идея 1. В нашем мозге наблюдается явная асимметрия
Еще древнегреческие врачи знали о разделении мозга, считая, что правое полушарие специализируется на восприятии, а левое — на понимании. Но почему вообще существуют два полушария головного мозга? Почему эволюция оставила половины мозга глубоко разделенными? Мозолистое тело, полоса нервной ткани, соединяющая полушария, позволяет двум половинам взаимодействовать. Интересно, что только 2% нейронов коры соединены этим трактом. Кроме того, основным эффектом мозолистого тела, по-видимому, является функциональное торможение, чтобы дать возможность одному полушарию подавлять другое. Несмотря на предположения о том, что межполушарные связи будут увеличиваться с увеличением размеров мозга, эти связи уменьшаются, то есть эволюция идет по пути уменьшения взаимосвязанности и увеличения асимметрии в полушариях мозга.
Лобные доли — область, которая значительно расширилась в процессе эволюции. Эта область составляет около 35% человеческого мозга, по сравнению с 7% у собак и 17% у низших приматов. Разница между нашими лобными долями и долями человекообразных обезьян заключается в пропорции белого вещества, которое отвечает за ускорение передачи информации в головном мозге, что указывает на более глубокие взаимосвязи у людей. В правом полушарии человеческого мозга белого вещества больше, чем в левом. Многие определяющие человеческие характеристики, такие как способность размышлять о себе и мире, планировать и творчески мыслить, а также контролировать свое окружение, связаны с нашими развитыми лобными долями. Эта способность дистанцироваться от непосредственного опыта позволяет нам «подняться над миром».
Но для полноценной жизни нам необходимо уметь уравновешивать непосредственный опыт и отстраненность. Слишком сильная отстраненность приводит к несвязанному и манипулятивному подходу, в то время как полное погружение без возможности остановиться сравнимо с поведением животного. Баланс того и другого позволяет нам больше сопереживать другим и обогащает наше восприятие мира. Автор предполагает, что лобные доли обеспечивают способность как к предательству, так и к доверию, делая нас способными как к эксплуатации, так и к заботе. Этот двойной потенциал превратил нас в могущественных, разрушительных, но в то же время социальных и духовных животных.
В нашем мозге существует структурная асимметрия. Она, в частности, связана со способностью к речи, локализующейся в левой лобной области мозга, области Брока. Понимание языка, другая функция, тоже связана с левым полушарием (областью Вернике). Из-за функций, связанных с языком, левое полушарие часто считалось доминирующим. Видимая асимметрия была также обнаружена в областях, обрабатывающих слуховую информацию, особенно в височной области, которая обычно больше с левой стороны. Задняя часть левого полушария в области теменной доли, известная как левая лепестковая область, также демонстрирует общее увеличение. Однако асимметрия проявляется не только в пользу левого полушария. В то время как левое полушарие простирается дальше назад, правое полушарие простирается дальше вперед, создавая общий изгиб в структуре мозга, известный как Яковлевский крутящий момент.
Между полушариями головного мозга существуют функциональные различия — явление, которое распространяется на других позвоночных и даже беспозвоночных. Латерализация, при которой различные задачи и функции связаны с той или иной стороной мозга, дает адаптивные преимущества. Раздвоение функций мозга является ответом на конкурирующие потребности и типы внимания, требуемые организмом. У птиц, например, такая задача, как сосредоточение внимания на зернышке, требует точного, узконаправленного внимания, связанного с левым полушарием (правым глазом). Одновременно птицам также необходимо быть осведомленными об окружающей среде, чтобы обнаруживать потенциальные угрозы, что требует повышенного внимания — функции, связанной с правым полушарием (левым глазом). Эта двойная функциональность объясняет необходимость в двухполушарной структуре мозга.