Известно, что McKinsey & Company активно сотрудничает с Белым домом и тесно взаимодействует с Даунинг Стрит, участвуя в принятии многих решений на высшем уровне. Она проводила массовую реорганизацию бизнеса в Европе после Второй мировой войны, помогла изобрести штрих-код, коренным образом преобразовала систему обучения в бизнес-школах и привнесла идею бюджетирования в систему управления. Консультанты McKinsey помогли создать и развить модели корпоративного поведения, а также технологии менеджмента, которые сформировали современный деловой мир.
Путь фирмы стал одной из самых громких историй успеха в бизнесе. Она также оказала огромное влияние на возникновение и распространение по всему миру феномена «американского капитализма». Лучшее доказательство компетенции McKinsey — это история самой фирмы: она всегда следует рекомендациям, которые дает своим клиентам, что помогает ей достичь огромной влиятельности.
Наряду с поражающими воображение достижениями нельзя не отметить и грандиозные неудачи, которые потерпели некоторые компании — клиенты McKinsey: например, банкротство General Motors и Enron, развал авиакомпании Swissair. Не один десяток корпораций, как в свое время BBC, заплатили огромные гонорары за консультации, провели масштабные сокращения штатов и структурные реорганизации. Однако это не только не помогло им вырваться в лидеры, но даже подтолкнуло некоторые из них к полному краху. Между тем, консультантов редко винят за плохие рекомендации — по крайней мере, публично.
В чем заключается работа консультантов McKinsey? Они специалисты по менеджменту, инициаторы корпоративных изменений. Они создали одну из самых гибких бизнес-моделей в истории капитализма: продают то, что клиент покупает и там, где клиент покупает. Они — бизнесмены для бизнесменов, работающие на самых могущественных людей мира и всегда остающиеся в тени. Методы McKinsey зачастую сравнивают с методами иезуитов, морских пехотинцев и католической церкви. Для окружающих они — фирма, оказывающая консультационные услуги в области стратегического управления. Для самих себя они просто Фирма.
Как именно McKinsey & Company достигла такого положения и каким образом ей удается столько лет не сдавать лидирующие позиции?
История возникновения
В деловом мире здоровая доля самоуверенности всегда была мощным двигателем новаторства: например, Генри Форд первым приступил к массовому производству автомобилей, а Стив Джобс увидел большой потенциал в использовании компьютеров за пределами офисов. Так же и Джеймс МакКинзи, профессор бухгалтерского учета и бизнес-политики в Университете Чикаго, ранее получивший университетские степени по педагогике, юриспруденции и философии, решил, что знает, как помочь клиентам преодолевать сложности, возникающие в их бизнесе, и в 1926 г. открыл свою фирму. Это было идеальное время для появления подобной компании.
Активное строительство железных дорог и распространение телеграфа в США в середине – конце XIX в. привело к возникновению массового рынка потребления. Компании уже могли обслуживать не только локальных клиентов — у них появился континентальный и международный размах, что подтолкнуло их к укрупнению. Однако это породило проблему: как продолжить расти, одновременно сохраняя контроль над бизнесом? У создателей промышленных и финансовых империй Карнеги, Форда и Рокфеллера не было ни времени, ни желания заниматься разработкой системы управления своими корпорациями. Настало время выйти на сцену новому участнику экономических отношений (в дополнение к капиталу и работнику) — профессиональному управленцу.
Не являясь собственником бизнеса, менеджер ощущал необходимость постоянно демонстрировать успехи и достижения вверенного ему предприятия. Ему приходилось одновременно разрабатывать и апробировать методики по управлению быстро растущими организациями, а также искать пути повышения их эффективности, чтобы успешно бороться с конкурентами. Это отнимало слишком много сил и времени, приводило к многочисленным промахам и ошибкам. Тогда на помощь пришли консультанты.
Джеймс МакКинзи впервые сделал бухгалтерский учет инструментом стратегического управления. Он начал использовать его не только для фиксирования прошлого и текущего финансового состояния компаний, но и для прогнозирования развития бизнеса. Идея планирования и принятия решений на основе регулярного анализа данных в то время была в новинку. МакКинзи первым предложил системный взгляд на компанию как на единый организм: стали оцениваться состояние финансовой системы и организационной структуры, положение на рынке в сравнении с конкурентами, эффективность системы управления и внешние факторы, которые могут влиять на развитие бизнеса.
МакКинзи сумел собрать вокруг себя профессионалов под стать себе: они были хорошо образованны, хотели многого добиться в жизни, имели связи, могли максимально концентрироваться на достижении цели, не боялись подвергать сомнению и оспаривать устоявшиеся правила.
Фирма начала активно развиваться, и даже годы Великой Депрессии (1929 – 1939) не смогли помешать ее росту: клиентами были востребованы консультации по возможностям слияний и поглощений, реорганизации и решению проблем финансирования. Уже тогда значительную часть клиентского портфеля McKinsey стали составлять крупные банки.
Джеймс МакКинзи покинул Фирму в 1935 г., чтобы возглавить крупнейшую сеть универсальных магазинов и провести там необходимые изменения. Им двигало желание сделать что-то самому, а не только рекомендовать другим, что нужно изменить. В дальнейшем многие консультанты будут уходить из профессии по той же причине.
Создание Фирмы
Во главе McKinsey встал человек, оказавший на ее дальнейшее развитие едва ли не большее влияние, чем основатель компании, — Марвин Бауэр. Именно Бауэра по праву считают творцом Фирмы. Если МакКинзи придумал саму идею стратегического планирования, то Бауэр, с его целеустремленностью и методичностью, развил ее, превратив в профессию. Для этого ему пришлось создать регламенты, язык и правила поведения — целый культурный кодекс консультанта по стратегическому управлению.
Первые 7 дней доступа — бесплатно.