Из большинства автобиографических книг, написанных CEO великих компаний, складывается впечатление, что их авторы — супермены, которые никогда не ошибаются, всегда держат все под контролем и точно предвидят будущее. Книга Бена Хоровица, одного из самых опытных предпринимателей Кремниевой долины, совсем другая. В ней автор честно рассказывает про свои ошибки, метания, трудные решения и эмоциональные взлеты и падения.
Управлению компанией во время кризиса невозможно научиться по книгам. Не существует универсальных рецептов. Однако полезным бывает узнать об опыте CEO, прошедших огонь, воду и медные трубы, особенно если они делятся воспоминаниями так откровенно, как это делает Бен Хоровиц.
Хоровиц говорит сам о себе, что он был «CEO для мира» всего несколько месяцев, а «CEO для войны» — несколько лет. Он провел акционирование интернет-компании в самое тяжелое для этого время — сразу после краха доткомов в 2001 году. Его бизнес много раз стоял на грани банкротства, но Бену и его команде удалось провести необходимую реорганизацию, разработать качественный продукт, удержать и привлечь крупных клиентов и в конце концов продать бизнес фирме HP за 1,65 миллиарда (!) долларов.
Эта книга не о том, как не довести компанию до кризиса. Это рассказ о том, что делать, если вы уже терпите неудачу: рынок рушится, клиенты уходят, сотрудники демотивированы, а в продукте обнаруживаются недостатки.
В книге много практических советов для топ-менеджеров и руководителей компаний, а также размышлений о психологии CEO. Цель книги — подсказать решения, предостеречь от типичных ошибок и морально поддержать руководителей компаний, которым приходится принимать труднейшие решения в условиях недостатка информации.
1. А судьи кто?
1.1. История Бена Хоровица и компании Opsware
Автор этой книги, Бен Хоровиц, вырос в Беркли (Калифорния) и окончил колледж компьютерных наук Колумбийского университета. Работал в нескольких компаниях Кремниевой Долины, включая Netscape.
Бен одним из первых предложил идею облачных технологий и стал соучредителем и CEO компании Loudcloud — пионера в сфере облачных вычислений и SaaS. За первые девять месяцев существования компания успела вырасти почти до 500 сотрудников, набрать заказов на десятки миллионов долларов и привлечь венчурное финансирование.
Будущее казалось радужным, но тут лопнул «пузырь доткомов». Индекс NASDAQ, достигший верхнего пика 10 марта 2000 года, упал на 10 % за полторы недели, а через пару месяцев составил всего 20 % (!) от исторического максимума.
В этих условиях Loudcloud столкнулась одновременно с сокращением портфеля заказов и необходимостью привлечения дополнительных инвестиций на рынке, где никто больше не хотел вкладываться в интернет-компании. Из многообещающего стартапа компания превратилась почти в банкрота.
Тогда Бен Хоровиц принял решение, кажущееся безумным, но единственно возможным: привлечь капитал, выведя акции компании на биржу. Отзывы аналитиков и журналистов на предстоящее IPO были разгромными: Loudcloud несла убытки, большая часть наличности была заблокирована, а список клиентов — короток. Во время роудшоу — турне по стране для презентации компании инвесторам и аналитикам — Бена настигло страшное известие: его жена оказалась в больнице с тяжелой аллергией, она не могла самостоятельно дышать. Каким-то образом он сумел завершить турне, и акции Loudcloud вышли на биржу — по цене 6 долларов за акцию, что было почти вдвое меньше изначально запланированной.
После выхода на биржу компания не получила передышки. Во время первой же квартальной телеконференции с инвесторами топ-менеджерам пришлось резко снизить прогнозные показатели годовых доходов. Было уволено 15 % сотрудников. Курс акций упал до 2 долларов за штуку.
Постепенно финансовая ситуация начала выправляться, но компания оставалась очень уязвимой и зависимой от крупных клиентов. В какой-то момент Бен поставил вопрос так: «А что лично я буду делать, если компания обанкротится?» Ответ удивил его самого: «Выкуплю у фирмы права на программу Opsware, разработанную для автоматизации функций “облака”, и создам на этой основе компанию по разработке программного обеспечения».
Так родилась идея об отделении Opsware в самостоятельный бизнес. Программа изначально была написана для внутренних нужд, для вывода ее на рынок требовалось как минимум несколько месяцев работы. Чтобы не разрушать текущий бизнес, Бен объявил сотрудникам, что доработка Opsware — это просто побочный проект, под который выделялась группа в 10 человек. В такой ситуации CEO чувствовал себя в полном одиночестве — никто, кроме него, не обладал полной информацией, а значит, не мог даже дать дельный совет.
И в этот момент объявила о банкротстве фирма Atriax — крупнейший клиент Loudcloud. Финансовая дыра выросла, и основной бизнес было уже не спасти. Бен посвятил в дело еще двух топ-менеджеров компании, и они вместе начали разрабатывать экстренный план продажи Loudcloud. Были найдены два потенциальных стратегических покупателя и назначены жесткие сроки закрытия сделки.
В итоге компания EDS согласилась купить бизнес Loudcloud и заключить долгосрочный договор с Opsware на использование программного обеспечения. Здесь CEO ждала еще одна тяжелая обязанность — поговорить с каждым из сотрудников и объявить им, кто перейдет на EDS, кто останется вместе с топ-менеджерами в Opsware, а кто будет уволен.
Сотрудники новой компании были дезориентированы. Бен собрал всех оставшихся на два дня за городом и честно рассказал им все, что думает о возможностях для фирмы, и о трудностях, которые им предстоят. После этого 2 сотрудника из 80 уволились, зато остальные бросились в бой. На протяжении нескольких следующих месяцев им приходилось работать по 100 часов в неделю, чтобы доработать продукт.
Первые 7 дней доступа — бесплатно.