О природе и распространении массовых движений, о том, что заставляет людей примыкать к ним, забывая о своей индивидуальности.
Книга «Истинноверующий» написана человеком, который почти не ходил в школу, не имел академического образования и все свои знания получил практическим путем — читая, общаясь с людьми самых разных кругов — от портовых грузчиков до золотодобытчиков. Отсутствие академического образования и постоянный физический труд не помешали Эрику Хофферу написать работу, на которую ссылаются авторитетные ученые и сегодня (книга вышла в печать в 1951 году). Автор происходил из семьи немецких эмигрантов, в 7 лет он получил травму головы, из-за которой лишился зрения. Через восемь лет зрение вернулось, и Хоффер начал жадно поглощать знания, опасаясь, что слепота вернется. Долгое время он работал портовым грузчиком в Сан-Франциско, а свободное время посвящал чтению книг. После успеха своей первой книги «Истинноверующий» он полностью посвятил себя писательству.
Автор не стремился написать исторический учебник, в котором по полочкам будут разложены события прошлого. Он хотел отразить свой взгляд на проблему растущего экстремизма и показать, кто и что скрывается за маской «человека убежденного» — так называемого фанатика. Автор объясняет, почему люди способны отказаться от своей личной жизни (а иногда и физической) ради великой идеи «священного» дела, почему они готовы совершать аморальные поступки и не чувствовать вины и зазрений совести.
Хоффер исследует особенности массовых движений не только двадцатого века, но и всей мировой истории — от возникновения христианства и Реформации до колонизации Америки и других знаковых моментов. Широта и разнообразие исследуемого материала позволяет автору посмотреть на проблему со всех сторон. Книга Хоффера — это путеводитель в мир революций, бунтов, восстаний для тех, кто хочет разобраться в психологии, как участников волнений, так и их вождей. А главное — книга не теряет своей актуальности. Читателю не составит большого труда провести параллели с сегодняшней реальностью и сделать соответствующие выводы.
Идея 1. В основе любого массового движения лежит недовольство собой и условиями своей жизни
Когда речь заходит об успехе или провале революций, собеседники зачастую начинают обсуждать личность вождя, проводимую им политику или пропаганду. Но они забывают о главном факторе любого массового движения — психологическом стержне людей. Невозможно объединить тех, кто сам к этому не готов. Лидер восстания лишь пожинает плоды, посаженные самими восставшими.
Хоффер считал, что разгадка революционной природы кроется в идее самопожертвования. В первую очередь, нужно понять, как в голову человека проникает мысль о жертвенности и как она развивается в дальнейшем. Что движет человеком, и почему он не изгоняет такие идеи из своей головы?
Характерная черта любого массового движения — культивирование общего, коллективного сознания. Но у человека, отказывающегося от личных, частных радостей и интересов, должны быть веские причины для такого решения. Одна из них — неудовлетворенность своей жизнью. Только те, кому нечего терять, способны отречься от своего прошлого и броситься в омут неизведанного, где, возможно, теплится надежда на будущее счастье. Как пишет Хоффер, готовность отдать свою жизнь за идею великого дела — это удел отчаянных людей-авантюристов.
Желание слиться с коллективным разумом продиктовано недовольством своей жизнью и стремлением передать ответственность за свои действия другим. Логика проста — если я не могу справиться с происходящим, пусть это сделают за меня. Такое мышление априори приводит к катастрофическим последствиям — к потере критического мышления, легковерию, отстаиванию любых идей коллектива (даже аморальных). Другими словами, недовольный жизнью человек отдает ключ от своего сознания в руки вождя и становится его марионеткой.
Но чтобы стать частью системы, которая обещает лучшее будущее, человек должен отречься от всего — от своего имущества, частной жизни, взглядов и даже прошлого. Так, невинная идея объединения и сближения с другими переходит в самоотречение, уничтожение прошлой версии себя. Самое страшное, что назад пути нет. Лидеры массовых движений пользуются беззащитностью своих участников. Им некуда бежать. А значит, поверив однажды, им придется отстаивать новые идеи до конца. По этим причинам властвующая верхушка коллектива лишь поощряет самоотречение, тесное сближение ее членов и отсутствие любой частной жизни.
Идея 2. У неудовлетворенного человека много обличий
Хоффер пытался понять, какие типы людей вероятнее всего примкнут к лагерю недовольных жизнью. А вместе с тем к лагерю тех, кто готов свергнуть любой режим лишь бы освободиться от ответственности. Роль движущей силы революции автор отводит так называемым «отщепенцам общества».
В отличие от типичного представителя среднего класса, которому есть что терять, «люди без кола и двора» не ценят настоящего. А значит, они готовы смести все на своем пути ради хаоса и анархии, в котором может переродиться их жизнь. Ими движет надежда на перемену, которая может произойти в результате массового движения. В общем деле они скрывают свою личностную несостоятельность. Люди, отверженные жизнью и обществом, — это фундамент социальных перемен. Если в стране нет низших социальных элементов, то это приведет к общественному застою, так как без них некому будет бунтовать.
По мнению Хоффера, существует много разновидностей «отщепенцев» от бедняков всех мастей до скучающих и неприкаянных людей: