Мы живем в эпоху перемен и потрясений. Климат глобальной экономики становится все более непредсказуемым, неопределенность усиливается, и каждый новый кризис застигает нас врасплох. Очевидно, тайфуны, бушующие на поверхности — отражение каких-то подспудных сдвигов, глубинных процессов, которые, как мы интуитивно ощущаем, ведут к полному пересмотру привычных социальных структур и экономических принципов, к изменению буквально всех сторон нашей жизни. Но какова природа этих процессов?
Любая неопределенность порождает мифы, и не случайно в наши дни почтенные гуру макроэкономики все чаще выступают в жанре занимательной футурологии, с равной легкостью прогнозируя и лучезарное будущее всеобщего изобилия, и мрачную антиутопию, в которой взбунтовавшийся искусственный интеллект подчиняет себе недальновидное человечество.
Книга «Капитализм без капитала» позволяет различить за мифом реальность. Отказавшись от изучения поверхностных течений, авторы сосредоточились на невидимых глубинах, попытавшись нащупать там нервные узлы экономики будущего, занятой производством «нематериальных активов»: идей, знаний, брендов, социальных сетей, организационных процессов. Эти неосязаемые ценности уже сегодня полностью изменили маркетинг, производство, финансы и буквально все аспекты принятия решений в мире бизнеса.
Эти нематериальные активы обладают принципиально новыми экономическими свойствами, которые в данной книге впервые анализируются с такой полнотой и такой степенью детализации. Понимание этих свойств поможет читателю совершить настоящий квантовый скачок в своем понимании современной экономики.
Книгу «Капитализм без капитала» едва ли можно назвать легким чтением, хотя авторы сделали все возможное, чтобы упростить подачу. Но интеллектуальное усилие, затраченное на чтение, несомненно, окупится: книга не только позволяет по-новому взглянуть на современную экономику, но и дает ценные практические рекомендации — как выстроить собственные приоритеты и поставить цели для своего бизнеса в эпоху перемен.
1. Исчезновение капитала: о терминах
Термины «инвестиционные расходы», «активы» и «капитал» часто используются в разных значениях, поэтому авторы предлагают собственные определения. Итак, в этой книге под «инвестициями» (investment) понимается не покупка ценных бумаг на бирже, а вложения бизнеса (или государства), в результате которых создается фиксированный (то есть нефинансовый) актив (fixed asset) — ресурс, призванный обеспечить долговременный поток производственных услуг. Фиксированные, материальные активы авторы называют «капиталом». Именно в этом смысле надо понимать слова авторов об «исчезновении капитала» (capital’s vanishing act), да и само название книги.
2. Что такое нематериальные активы
2.1. Какие они бывают
Нематериальные активы — это, например, лицензии, патенты и авторские права, результаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР), маркетинговые, организационные и дизайнерские решения, клиентские базы данных, образовательные системы. Учебное заведение покупает права на популярный психометрический тест, Uber вкладывает средства в создание распределенной сети водителей, фармацевтическая компания проводит дорогостоящие исследования, получая в результате патент на новый медицинский препарат, стриминговый стартап разрабатывает новый аудиокодек и параллельно ведет переговоры с правообладателями... Хотя все эти процессы не похожи на закупку станков и строительство фабричных цехов, у них есть все признаки инвестиций: потраченные в краткосрочной перспективе время и деньги должны, как ожидается, дать долговременную отдачу.
2.2. История вопроса
Веками стоимость собственности или богатство страны измерялись ценностью материальных активов. Не только абсолютная, но и относительная ценность этих активов, конечно, менялась со временем — на смену полям и стадам в качестве мерила богатства пришли железные дороги и промышленные товары, затем автомобили, потом компьютеры и так далее. Однако сам подход, согласно которому экономическая ценность — это нечто материальное, осязаемое, оставался неизменным. Лишь в середине XX века экономисты стали осознавать, что в экономике появился принципиально новый вид активов.
Хорошая иллюстрация этого процесса — история группы «Битлз», компьютерной томографии и компании Electric & Musical Industries Ltd. (EMI). В середине 1960-х EMI распоряжалась правами на песни «Битлз» — в то время мощной экономической силы: продажи записей и билетов на концерты группы приносили 650 долларов в секунду (в сегодняшних ценах), это генерировало 30% прибыли EMI. Эти средства компания активно инвестировала в исследовательские проекты в электронной промышленности. Один из таких проектов — создание первого в мире томографического сканера. Возможность получать точные трехмерные изображения мягких тканей пациента была настоящим научным прорывом (и руководитель проекта Годфри Хаунсфилд получил впоследствии Нобелевскую премию), но с коммерческой точки зрения это был скорее провал: в 1970-е годы стало ясно, что на рынке медицинской электроники будут доминировать другие компании — General Electric и Siemens. В 1976 году EMI решила передать им патенты, полностью выйти из электронного бизнеса и сосредоточиться на нематериальных активах — производстве музыки (и других медиа) и дистрибуции прав. Сегодня бренд EMI входит в «большую четверку» лейблов звукозаписи.2.3. Причины взлета нематериальных инвестиций
2.3.1 Изменение баланса стоимости услуг и производства в экономике. Даже в тех развитых странах, где существует мощный промышленный сектор (скажем, в Германии или Японии), ВВП состоит в основном из услуг. Значит, «адски дымящие фабрики» — символ материального актива — постепенно уходят в прошлое, сменяясь экологически чистыми «нематериальными» предприятиями, производящими концептуальные системы, информацию и идеи? Не совсем так, говорят авторы: измерения показывают, что именно промышленный сектор является более нематериальным.
Первые 7 дней доступа — бесплатно.