Как быть эпикурейцем

Краткое содержание книги
Читается за 35 минут, оригинал — 8 ч
Очень кратко:

О том, что античное философское учение Эпикура может дать современному человеку.

Эпикуреизм (эпикурейство) ассоциируется у современного человека со стремлением к плотским удовольствиям: изысканным блюдам, напиткам, комфортной обстановке, иному чувственному опыту. Стремление к удовольствиям традиционно считается чем-то недостойным человека, а неумение противостоять соблазнам порицается в большинстве философских и религиозных школ. Человек должен нести бремя страдания ради лучшей жизни после смерти или ради укрепления характера. Возвышенная душа (или разум) традиционно отделяется от недостойной плоти (низменных инстинктов). Эпикуреизм, в котором большое значение придается удовольствиям и считается, что плоть и душа не отделены друг от друга, ассоциировался с развратом и нередко подвергался критике и насмешкам. Оппоненты эпикурейцев в Древней Греции называли их свиньями, а Данте помещал их в шестой круг ада.

Однако были и другие мнения. Джон Стюарт Милль считал, что эпикурейство представляет собой надежную философскую основу для социальных реформ и рассматривал Эпикура как освободителя человечества от манипуляций и эксплуатации. Отношение к эпикуреизму как к бесконтрольному стремлению к удовольствиям несправедливо. Да, удовольствие имеет большое значение в этой философии, но важно понимать, что именно Эпикур подразумевал под удовольствием и какие удовольствия считал влияющими на жизнь положительно. Эпикурейцы стремились к ясным и объективным суждениям о реальности, о социальной справедливости и политике, о том, что действительно делает жизнь человека осмысленной и полной. Их выводы часто были неудобными, многим их было трудно принять. Именно поэтому известный последователь Эпикура, поэт Лукреций, описывал мировоззрение философа как горькое лекарство, которое он стремился подсластить чувственными образами своей поэзии.

Автор книги «Как быть эпикурейцем» профессор философии Кэтрин Уилсон рассказывает о том, чем учение Эпикура может быть полезно современному человеку. Эпикуреизм — это не только стремление к удовольствию, но и целая система взглядов, теория всего. Многие прозрения эпикурейцев предвосхитили будущие великие научные открытия. Однако важнее всего то, что учение эпикурейцев может дать ответы на вопросы, мучающие и современного человека: об отношениях, любви, смерти, деньгах, о том, почему мы страдаем зависимостями, о политике, морали, о том, как построить справедливое общество, о работе, о том, как прожить хорошую жизнь и как сделать правильный выбор.

Идея 1. Философия Эпикура заключается вовсе не в безудержном стремлении к удовольствиям

Эпикуреизм берет начало в наблюдениях и идеях афинского философа Эпикура (341 — 270 гг. до н. э.). Большая часть его трудов была уничтожена при извержении Везувия в 79 году н. э. Однако идеи Эпикура дошли до нас в сохранившихся сборниках цитат и комментариев и во многом благодаря его последователю, римскому поэту I века до н. э. Титу Лукрецию Кару, который переработал труды Эпикура и выразил идеи философа в поэтической форме.

Учение Эпикура было одной из пяти основных школ древнегреческой и римской философии, существовавшей наряду с платонизмом, стоицизмом, скептицизмом и учением Аристотеля. В отличие от школ других философов, школа Эпикура располагалась не в Афинах, а в роще за пределами города, которую называли «Садом Эпикура». Эпикурейская философия, несмотря на критику со стороны представителей других философских школ, прошла проверку временем. Она оказала значительное влияние на моральную и политическую философию и даже на космологию, химию и физику. Идеи Эпикура о благосостоянии использовали создатели Конституции США и социальные реформаторы Великобритании XIX века. Философская поэма Лукреция «О природе вещей», в которой в поэтической форме излагаются идеи Эпикура, издается до сих пор.

Эпикур считал удовольствие благом, мотивом наших действий, мерой, по которой мы судим о разных вещах. Однако из важности удовольствия не следуют безудержный эгоизм, безответственность и удовлетворение своих потребностей за счет других людей. Эпикур указывал, что погоня за приятными ощущениями в ущерб долгосрочным интересам ни к чему хорошему не приводит. Тем не менее он считал, что хорошая жизнь означает отсутствие лишений, свободу от потребностей тела и психологического дискомфорта.

Что такое удовольствие? Вопрос не так прост, как кажется на первый взгляд. То, что доставляет большое удовольствие сегодня, может обернуться большой бедой завтра. Кроме того, Эпикур считал неприемлемым использование других людей без их согласия ради достижения собственного удовольствия — хорошая жизнь означает хорошие отношения с окружающими. Эпикурейцы считали, что для хорошей жизни не нужны выдающиеся достижения и огромное богатство, а для осмысленной — не нужна вера в загробную жизнь, в бога или богов. Важны отношения с людьми, любопытство к миру, умение ценить то, что у нас есть.

Эпикурейцы считали, что люди чаще всего ошибаются в своих представлениях о реальности и принимают желаемое за действительное, хватаясь за иллюзии. Они призывали к ясной оценке мира, пониманию истинных источников радости и страдания, к поиску баланса между личным удовольствием и моралью.

Кэтрин Уилсон выделяет три основы учения Эпикура:

  1. Все во Вселенной, в том числе человеческий разум, состоит из материи — атомов;
  2. Если боги и существуют, то не они создавали наш мир, и им нет дела до человечества;
  3. Смерть — это окончание всего. Жизнь заканчивается со смертью, никакого загробного мира нет.

Эпикурейцы утверждали, что все в мире материально, что за нами не наблюдают высшие существа и что нет жизни после смерти. Исходя из этих трех положений они описывали как мир природы, так и внутренний мир человека. Они придерживались мнения, что все в мире состоит из мельчайших частиц — атомов и что сознание человека тоже материально. Они пытались объяснить происходящие в природе процессы и даже выдвинули гипотезу, которая очень близка к теории эволюции. Их философия не обходит стороной политические и общественные вопросы, эпикурейцы исследовали причины возникновения неравенства и войн, предупреждали об опасности коррупции, рассматривали политические и общественные процессы как созданные человеком и не считали, что за ними стоят божественная воля или какой-то высший порядок.

Продолжение — на MakeRight
Оформите подписку на MakeRight и получите доступ к этому и ещё 700 пересказам нонфикшен-книг. Почти все пересказы озвучены, их можно скачать и слушать фоном. Фрагмент озвучки:
Подписаться на MakeRight

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ: