
Любой текст должен быть полезным
Все мы пишем тексты — профессионально и в быту. Журналист или редактор обязан иметь навыки создания хорошего текста, но должен ли обладать специальными знаниями обычный человек, пишущий письмо коллеге с просьбой?
Любой текст имеет последствия, позитивные или негативные; все зависит только от того, как и с какой целью он будет написан. И если измерять качество нехудожественного текста уровнем доступности, убедительности, полезности и честности, можно понять, что такое сильные тексты и как научиться их составлять.
Никаких супершаблонов, которые придадут тексту иной вид, форму и содержание, не существует. Есть только способ мышления, который поможет при написании даже простого объявления о продаже подержанного гаджета.
Что в тексте главное?
Аксиома — в сильном тексте добраться до сути нетрудно, смысл лежит на поверхности. Потому что смысл — это самое главное. В сильном тексте нам не приходится продираться сквозь форму, наполненную сложносочиненными конструкциями, — нам сразу понятно, о чем идет речь.
Чтобы создавать тексты, в которых смысл по значимости превосходит форму, существует информационный стиль. Этим стилем можно воспользоваться в любой ситуации и не прогадать, так как нет области, где этот стиль неприменим.
Исключение составляет разве что художественная литература, существующая в другой плоскости.
Главные постулаты инфостиля: честность, простота и объективность. Поэтому, если вам захочется «налить водички», переосмыслить факты в свою пользу или нивелировать неприятную действительность, информационный стиль не поможет.
Мысль, облаченная в блестящую форму и изощренные эпитеты, не является хорошей с точки зрения инфостиля. От витиеватых конструкций, которые могут казаться эстетичными, придется отказаться. Потому что эта словесная сложность на деле просто мусор.
Информационный стиль — инструмент для очистки текста от лишнего, для обнажения самой сердцевины текста. Но чтобы стиль работал, необходима сильная основа — мысль, знание, информация, которая будет полезна читателю.
Если текст — это продукт, то он должен быть сделан с пользой для человека. Полезный текст качественно улучшает жизнь читателя, экономит время, дает знание или решает проблему.
1. Упростить форм
По умолчанию никакой текст не должен быть сложным. Даже в самом научном, самом специфическом тексте должна быть простота. Но это не значит, что писать надо нарочито примитивно. Писать надо так, чтобы читатель не спотыкался, а с легкостью добирался до главной идеи. Если текст можно сделать доступнее, не изменив его суть, непременно нужно упрощать.
Упрощение происходит на нескольких уровнях — от простого к сложному, от отдельных слов к смыслу. Начинать вычеркивать лишнее лучше с того, что легко опознать в тексте, — удалить «стоп-слова». От удаления таких слов основная мысль не пострадает, а читать текст станет намного приятнее.
«Запрещенные» слова поддаются систематизации. Легче всего начать с запоминания категорий «стоп-слов»:
- вводное;
- оценочное;
- штампованное;
- заумное;
- малодушное;
- отглагольное;
- неопределенное;
- вымышленное.
Не нужно бояться, что удаление «стоп-слов» превратит текст в примитивную схему, убьет всю красоту и богатство русского языка.
Вводное
Вводные слова вычислить просто. Они загромождают пространство в тексте, не давая полезной информации просочиться сквозь себя.
Отличный помощник для вычисления вредоносных вводных конструкций — пунктуация. Она указывает на те места в тексте, которые нуждаются в переработке. Скопление запятых в начале текста или слово, обрамленное с обеих сторон запятыми, должны нас насторожить. Полезно проверять текст чтением вслух — так мы не пропустим сомнительные места. Где сложно и громоздко — будем спотыкаться и неверно интонировать. Тогда лучше упрощать — убирать эту словесную шелуху и делить текст на простые части.
Оценочное
Оценочные категории субъективны, поэтому стоит подвергнуть их тщательной проверке. Чтобы поверить в оценку, мы не можем слепо довериться автору текста — нам нужно прийти к этому выводу самостоятельно. Безосновательные оценки создают нехорошее впечатление: автор пустословит, он поленился подробно изучить предмет и его знаний недостаточно.
«Успешный музыкант» — абстрактная характеристика, не вызывает никакого отклика и доверия.
«Невероятно успешный музыкант» — еще более неубедительный пример абстракции с усилителем оценки. Согласитесь, такое чувство, что нас просто очень сильно хотят убедить.
А вот так в успешность верится как-то само собой, хотя мы и не употребили ни одного эпитета: «Его альбом год держался в чарте топ-5 на iTunes, а последний клип собрал на YouTube 5 миллионов просмотров».
Самостоятельно сделанный вывод наиболее ценен, потому что больше всего мы доверяем самим себе.
Штампованное
Первые 7 дней доступа — бесплатно.