О захватывающей истории кораблекрушения, выживания и амбиций.
В основу книги легли документы XVIII века, которые Гранн изучал несколько лет. Он читал истрепанные бортовые журналы, полуистлевшие письма, дневники, где правда представала в несколько приукрашенном виде, протоколы военного трибунала. По его собственному мнению, невозможно установить точную картину случившегося, но читатели могут прийти к собственным выводам, прочитав книгу.
В начале 1742 года на берег одного из бразильских поселений выбросило судно. Паруса были порваны, мачты сломаны. Это была странная, будто собранная из отдельных кусков лодка с тридцатью крайне истощенными, едва живыми людьми. Одежда на них почти истлела, волосы и бороды отросли и просолились насквозь, став похожими на морские водоросли. Кто-то уже не держался на ногах, один почти сразу умер. Но у этой группы был предводитель, который собрал все силы и сообщил, что они потерпели крушение на британском военном корабле «Вейджер».
Когда это известие достигло британских берегов, его встретили с недоверием. «Вейджер» пропал больше года назад. Он входил в эскадру кораблей, которые отправились с секретной миссией в погоню за испанским галеоном, набитым золотом, который называли «приз всех океанов». Возле мыса Горн эскадра попала в ураган, после чего «Вейджер» исчез, и все были уверены, что он пошел ко дну. И вот почти через 10 месяцев его экипаж вдруг появился у бразильских берегов.
Выжившие сообщили, что сели на мель возле одного из необитаемых островов Патагонии. Судно утонуло, большинство офицеров и матросов погибли. Оставшимся удалось доплыть до острова на спасательных шлюпках. Там они провели долгое время, пока не собрали из обломков корабля самодельную лодку. После кораблекрушения в живых остался 81 человек, остальные умерли от болезней и голода и утонули в море. На самодельной лодке они плыли около трех месяцев, за которые умер еще 51 человек, и преодолели около 3 тысяч миль (4 828 км) — самое длительное плавание для потерпевших кораблекрушение по сей день.
Выживший экипаж поместили в больницы, за ними ухаживали и оказывали медицинскую помощь, относились к ним как к героям. Однако через полгода к берегам Чили прибило бурей другую лодку, на борту которой находились три человека. Она была совсем крошечной, а люди в ней — тоже в ужасном состоянии. Один из них был капитаном «Вейджера». Их история была совсем другой: по словам капитана, все остальные, кроме них, были бунтовщиками и изменниками. Военному суду Адмиралтейства в Англии пришлось разбираться, чья история правдива. Лжецов ожидала смертная казнь.
Идея 1. Столкновения между Великобританией и Испанией проходили в основном на море, и каждая страна постоянно снаряжала военные экспедиции
Конфликт между Англией и Испанией возник из-за постоянной борьбы европейских держав за расширение своих территорий. Каждая страна стремилась захватить все больше земли, чтобы прибрать к рукам ценные природные ресурсы и заполучить новые торговые рынки. Предлогом для колониальной политики стало якобы распространение цивилизации среди дикарей, скрывающее корыстные интересы. На самом деле эти страны подчиняли и уничтожали коренные народы без всякой жалости. В Латинской Америке долгое время доминировала Испания, а Великобритания захватила колонии на Восточном побережье Америки, набирала силу и собиралась ослабить испанское колониальное влияние.
Вскоре для конфликта нашелся повод. Капитан британского торгового судна Роберт Дженкинс был вызван в парламент и сообщил ему, что его корабль был захвачен испанским судном в Карибском море. Капитан испанского корабля обвинил его в контрабанде сахара из испанских колоний и отсек ему ухо, которое Дженкинс продемонстрировал членам парламента в банке со спиртом. Это разожгло страсти в парламенте и прессе, эпизод требовал отмщения и компенсации в виде богатой добычи. Конфликт получил название «война за ухо Дженкинса».
Британские власти решили нанести удар по Картахене, южноамериканскому городу на Карибах, с которого вооруженные испанские конвои отправляли домой серебро с перуанских рудников. Был снаряжен огромный флот из 186 судов во главе с адмиралом Верноном, который должен был высадиться на Картахене. И была дополнительная морская операция с 5 военными кораблями и разведывательным шлюпом, порученная коммодору Джорджу Энсону. Он должен был пересечь Атлантику и мыс Горн, по пути захватывая и уничтожая все испанские суда. Главным призом этой операции был захват испанского галеона, груженного чистым серебром и сотнями тысяч серебряных монет. Этот галеон отправлялся два раза в год из Мексики на Филиппины, чтобы купить шелка, специй и прочие товары для перепродажи в Европе, Северной и Южной Америке.
Если Энсону удастся захватить галеон, его маленькая флотилия продолжит кругосветное путешествие, прежде чем вернется домой. Действовать нужно было тайно, чтобы не попасться на глаза большой испанской армады под командованием Хосе Писарро. Это была опасная и долгая экспедиция, на которую отводилось три года.
Джордж Энсон был прекрасным моряком, который провел на кораблях большую часть своей жизни. Его уважали и ценили и вышестоящее начальство, и простые моряки, а молодые офицеры боготворили. На должность капитана одного из своих кораблей Энсон пригласил Дэвида Чипа, опытного моряка, с 14 лет связавшего жизнь с морем. Чипу было за сорок, он был беден и честолюбив, и в походе за сокровищами видел свой шанс.
Еще большую опасность, чем испанская армада, представляло собой плавание вокруг мыса Горн, где дули штормовые ветра, вздымались огромные волны, а в расселинах прятались айсберги. А поскольку корабли перед плаванием должны были встать в доки на длительный профилактический ремонт, были все шансы, что к мысу Горн они попадут в самый разгар штормов.
Четыре корабля флотилии Энсона были военными, «Вейджер», в отличие от других, — торговым судном. Его купили по дешевке у Ост-Индской компании, и предназначался он для перевозки тяжелых грузов. Долгое время он стоял в доках на Темзе, где его начали готовить к военному походу. Капитан «Вейджера» Дэнди Кидд сразу проникся недоверием к своему кораблю: он выглядел неустойчивым, широким, вертелся и кренился, и он опасался, что «Вейджер» может перевернуться. Для придания кораблю устойчивости в трюм загрузили балласт в виде гравия и чугуна.