Рассвет всего . Новая история человечества

англ. David Graeber. The Dawn of Everything: A New History of Humanity · 2021
Краткое содержание книги
Читается за 20 минут

Что не так в современном обществе

Главная проблема современного общества — социальное неравенство. С приходом глобализации этот вопрос встал особенно остро. Мир сотрясают кризисы, войны, революции, а это все сильнее увеличивает разрыв между бедными и богатыми. Процесс кажется необратимым, но почему мы так легко с этим смирились? Профессора Дэвид Грэбер и Дэвид Венгроу считают: дело в том, что на протяжении веков мы продолжаем верить в теорию об эволюции и естес­твенном происхождении социального неравенства.

Считается, что общество развивалось постепенно и последовательно, переходя от одного этапа к другому. Наши доисторические предки были «примитивными дикарями»; они жили в небольших равноправных группах, занимались охотой и собирательством. С освоением сельского хозяйства появилась частная собственность и первые города, которые затем разрослись до государств.

Так зародилась наша цивилизация. Появилась письменность, стали развиваться науки, люди сделали множество великих открытий. Но неприятные последствия у технического прогресса тоже есть — это войны, рабство, патриархат, бюрократия, коррупция... Социальное неравенство — неизбежное следствие эволюционного развития, плата за блага и достижения цивилизации.

По правилам естественного отбора общество либо «неотвратимо» прогрессирует, либо вымирает. Если равноправные общества практически исчезли, значит, эгалитаризм не выдержал конкуренции и не пригоден для выживания. А значит — все «побочные эффекты» развития общества закономерны.

Такое убеждение ограничивает наши политические возможности, пишут Грэбер и Венгроу. Оно заставляет верить в то, что по-другому и быть не может. Но очень многое из того, что мы знаем о человечестве, — неправда.

Современная наука сильно продвинулась вперед: недавние открытия в археологии, антропологии и смежных дисциплинах позволили узнать более достоверную историю существования человечества в последние 40 тысяч лет. И эта история очень сильно отличается от той, которую мы привыкли считать истинной.

Во-первых, наши предки вовсе не были такими безнадежно примитивными, как их принято изображать. Во-вторых, освоение земледелия — не обязательное условие для возведения и существования городов, а также превращения их в первые государства. В-третьих, угнетение и социальное неравенство — не обязательный побочный продукт эволюции и прогресса.

Древнейшие сообщества были гибкими по своей структуре и социально-экономическому устройству и при этом могли существовать веками. Они строились на принципах равенства и взаимопомощи, а не насилия и рабского подчинения. Грэбер и Венгроу считают важным пролить свет на эти знания.

Как были устроены общества древности? Действительно ли иерархия и отношения подчинения — необходимые условия для процветания? Возможно ли создать демократическое общество в эпоху глобализации?

Эта книга — попытка заложить основы новой мировой истории: развенчать мифы о развитии человеческих сообществ, становлении городов и государств, перевернуть представления о демократии, равенстве и свободе. Авторы убеждены: это откроет нам возможность многое изменить сегодня. И если не остановить рост социального неравенства полностью, то хотя бы сделать к этому первые шаги.

Ошибки теории: в чем были неправы Гоббс и Руссо

Существует две общепринятые теории происхождения общества. Первая принадлежит Томасу Гоббсу, вторая — Жан-Жаку Руссо. В основе обеих лежит образ примитивного дикаря, но с одним существенным различием.


Эгоистичны и жестоки или простодушны и наивны?

По Гоббсу, человек по природе эгоистичен и жесток, стремится только к личной выгоде и готов ради этого даже убивать себе подобных. Поэтому цель общества — сдерживать наши низменные инстинк­ты путем ограничения некоторых прав и свобод. А это возможно только в одном случае — власть должна принадлежать сильному правителю или горстке правящей элиты. Отсюда Гоббс делает вывод — стремление к жизни в иерархии и подчинении заложено в нас генетически.

«…доминирующее поведение настолько прочно укоренилось в наших генах, что в тот момент, когда общество выходит за рамки крошечных групп, оно обязательно должно принять форму господства над другими», — утверждал теоретик.

Теория Руссо звучит мягче. В его представлении наши предки были простодушны и наивны, поэтому им удавалось жить в небольших группах, построенных на заботе и взаимоуважении. Но технический прогресс нас нравственно развратил, а капитализм подменил истинные ценности на ложные. Люди утратили добродетели, стали стремиться к личным благам и забыли друг о друге.

Эгалитаризм, то есть общественное устройство, которое предполагает равенство возможностей, мог существовать только в доисторическое время. Тогда люди еще не освоили ремесла, не научились конвертировать труд в блага. Делить было нечего, и все были одинаково бедны. Первобытное общество находилось в состоянии анархии и бесправия. Возвращение к равноправию означает шаг назад — общества подобного типа просто не могут существовать в современности. Считается, что радикальные взгляды Руссо всколыхнули общественное недовольство и привели к Французской революции.

Несмотря на абсолютно противоположные позиции, оба теоретика сходились в одном: централизованная власть и социальное расслое­ние неизбежно сопровождают развитие земледелия и являются необходимыми для существования городов.

Продолжение — на Smart Reading
Зарегистрируйтесь на Smart Reading и получите доступ к этому и ещё 800 пересказам нонфикшен-книг. Все пересказы озвучены, их можно скачать и слушать фоном. Фрагмент озвучки:
Первые 7 дней доступа — бесплатно.

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ: