Любовный роман об оптимизации производства
Специалист по организационным системам Элияху Голдратт назвал свою книгу «Цель» «любовным романом об оптимизации производства». Необычный формат стал источником сложностей при поиске издателя. Но когда книга, наконец, появилась на свет, ее успех был феноменальным. К моменту перевода на русский язык во всем мире было продано более 2 млн экземпляров на 22 языках, и тысячи корпораций взяли на вооружение «теорию ограничений», описанную автором.
Книга была написана в те годы, когда американская промышленность почувствовала сильное давление со стороны японских предприятий. Заокеанские производители активно вторгались на рынки США с качественными и недорогими товарами, и вести дела по старинке стало невозможно. Как глава компьютерной фирмы, поставляющей системы учета для промышленности, Элияху Голдратт осознал, что именно нужно изменить производственным компаниям, чтобы успешно зарабатывать деньги.
Спустя почти 30 лет после первого издания «Цель» Элияху Голдратта читается с неменьшим интересом. Некоторые детали повествования сегодня кажутся анахроническими, а выводы, к которым приходит герой, очевидными — ведь описанная в книге система действительно стала очень популярной. Но основа предлагаемого подхода — умение рассуждать, задавать верные вопросы и находить причинно-следственные связи там, где большинство продолжает действовать «как принято». Книга позволяет потренировать и развить эти навыки, ценные во всех жизненных сферах. И конечно, никогда не лишне проверить процессы вашего бизнеса с точки зрения теории ограничений. Результаты небольших изменений могут превзойти все ожидания.
«Ты горишь, и все горит, и все в аду»
В начале книги мы застаем главного героя, директора машиностроительного завода Алекса Рого, в патовой ситуации. Предприятие увязло в заторе невыполненных заказов, просрочки по отгрузкам достигают 58 дней, склады забиты нереализованной продукцией, ключевой клиент в ярости. В довершение всех бед директор филиала, в который входит завод Алекса и еще два предприятия, объявляет о планах компании: если за три месяца ситуация не изменится, всему филиалу придет конец. Для Алекса это означает не только потерю работы, но и огромную вину перед родным городом — ведь завод, который он возглавил, дает работу сотням людей, а другие фабрики здесь уже давно закрылись.
Озабоченный вопросом спасения предприятия Алекс случайно встречается в аэропорту со своим бывшим преподавателем физики по имени Иона. Этот человек стал организационным консультантом и востребован настолько, что непрерывно летает с континента на континент, с трудом выкраивая время на сон. По старой памяти Иона соглашается консультировать Алекса, но не предлагая ему готовых решений, а задавая вопросы. По мнению Ионы, Алекс должен сам находить ответы, которые помогут оптимизировать работу предприятия, и таким образом освоить правильный подход к управлению. Мы пройдем по пути Алекса Рого, чтобы уяснить эти принципы.
Новые определения продуктивности
По сути, вся книга «Цель» — это развенчание стереотипов о продуктивности, которые царят на многих производствах. А начали герои с главного вопроса.
Зачем работает компания?
В ходе первого разговора с Ионой Алекс признается, что принятая в компании система оценки эффективности заставляет поддерживать стабильно высокий уровень производства: постоянная загрузка всех станков и всех рабочих дает хорошие цифры, которые устраивают руководство. Снижение уровня выработки и падение загрузки оборудования расцениваются как неудача директора завода. Однако, как ни странно, высокий темп производства не обеспечивает рост отгрузок или увеличение прибыли. Предприятие работает во всю мощь, но остается убыточным.
Алекс пытается ответить на вопрос консультанта: «В чем состоит цель работы предприятия и компании в целом?» — и после нескольких неудачных попыток отвечает на него.
Цель работы каждой компании — зарабатывать деньги.
Понятие продуктивности лишено смысла, пока не определена цель. Продуктивными могут считаться только те процессы и решения, которые положительно влияют на прибыль.
Чтобы оценить, как то или иное решение влияет на продуктивность, нужно рассматривать производственный процесс в комплексе: например, купить подешевле сырье — в принципе хорошая идея, но если оно не пойдет в дело и осядет на складах, его вклад в увеличение прибыли будет отрицательным (ведь хранение — это тоже затраты).
Адекватные показатели продуктивности
Выбрать правильные маркеры эффективности — важнейший шаг, следующий за определением цели. Разрозненные цифры, отражающие эффективность отдельных производственных процессов, — ненадежные показатели эффективности.
Постепенно Алекс Рого убеждается, что ни прямые трудозатраты на деталь, ни часовая выработка, ни себестоимость продукции не годятся для оценки продуктивности. Автор называет эти показатели «бухгалтерскими играми».
Центральные показатели, определяющие продуктивность компании, — это чистая прибыль, КОИ (коэффициент окупаемости инвестиций) и движение наличности.
Таким образом, цель директора предприятия — зарабатывать деньги, увеличивая чистую прибыль, окупаемость инвестиций и поступление денежных средств.
Этот посыл становится ключом к определению эффективности процессов производства. Иона предлагает три показателя: выработку, запасы и операционные издержки — и заостряет внимание на своих определениях этих ключевых метрик.
1. Выработка — это скорость генерирования доходов путем продаж.
Произведенный, но не проданный продукт не имеет отношения к выработке.
2. Запасы — это все деньги, вложенные в приобретение вещей, которые планируется продать.
Первые 7 дней доступа — бесплатно.
Понравился ли пересказ?
Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:
Электронная книга
Читайте также
-
Дао Toyota
Джеффри Лайкер · бизнесЛюбой бизнес проходит свой путь успехов и поражений. Но есть компании, процветающие на протяжении нескольких десятилетий, такие как Toyota — самый прибыльный автопроизводитель в мире...
Пересказ от Smart Reading -
Бережливое производство
Джеймс Вумек · бизнесБережливое производство — это революционная методика организации производства, которая позволила Японии захватить существенные доли в крупнейших экономиках мира, когда они казались непреступными для азиатских производителей...
Пересказ от Smart Reading -
От хорошего к великому
Джим Коллинз · бизнес«От хорошего к великому» — это культовая бизнес-книга Джима Коллинза, которая уже много лет находится на вершине популярности у руководителей бизнеса и менеджеров...
Пересказ от Smart Reading -
Построенные навечно
Джим Коллинз · бизнесВ мире много компаний, которые достигают выдающихся финансовых показателей, вы найдете их в различных финансовых рейтингах, например в Fortune Global 500...
Пересказ от Smart Reading -
Пять пороков команды
Патрик Ленсиони · бизнесТрудно определить точно, что делает команду великой, но ясно одно: великая команда — это не просто сочетание её составляющих. Почему даже самые талантливые команды проигрывают без согласованной работы?..
-
Как привести дела в порядок
Дэвид Аллен · продуктивностьМетод «Как привести дела в порядок» (Getting Things Done, или GTD) построен на обдумывании результатов и определении «следующих действий»...
-
Переговоры без поражения
Роджер Фишер · бизнесНесколько десятилетий назад мир строился на иерархии: в семье решения принимал отец, а на работе все следовали пути, выбранному директором компании. Сегодня авторитарные структуры — редкость...
-
Стратегия голубого океана
В. Чан Ким · бизнесСтратегия голубого океана призвана минимизировать возможные риски. Она базируется на трёх принципах: минимизация риска поиска — пересмотр границ рынка; минимизация риска планирования — ...
-
Доставляя счастье
Тони Шей · бизнесОчень важно найти то, чем вы по-настоящему увлечены. Осознание своей страсти упрощает принятие всех решений и позволяет определить конечную цель. Заниматься тем, что вам нравится, ...
-
Дилемма инноватора
Клейтон Кристенсен · бизнесДинамика современного окружения требует от любой компании постоянного развития. Без развития не будет ни прибыли, ни желаемого положения на рынке...
Пересказ от Smart Reading -
Сам себе MBA
Джош Кауфман · бизнесЗадача того, кто занялся бизнесом — выяснить, чего не хватает другим людям, и найти способ восполнить этот пробел. Бизнес не будет существовать, если не сможет ничего предложить...
-
Где мой сыр?
Спенсер Джонсон · бизнесПод сыром в книге понимается всё, к чему мы обычно стремимся — хорошая работа, деньги, дом, свобода, здоровье, признание, душевный покой, развлечения, путешествия...