О том, чем идеи знаменитого философа Фридриха Ницше могут быть полезны современным предпринимателям.
Название книги кажется странным — какое отношение философ Фридрих Ницше, живший в XIX веке, имеет к современным предпринимателям? Однако авторы книги, Брэд Фельд и Дэйв Джилк, уверены, что предприниматели могут многое позаимствовать у философа, который призывал отбросить устоявшиеся предрассудки.
Во время изучения работ Ницше авторы отмечали идеи, которые резонировали с их опытом предпринимательства и венчурного инвестирования. Они объединили афоризмы и идеи Ницше с собственным опытом и выделили пять пересекающихся областей: стратегия, культура, свободный дух, лидерство, тактика.
В свое время Ницше довольно презрительно отзывался о коммерческой деятельности, однако авторы уверены, что если бы он был жив сегодня, то иначе бы смотрел на стремящихся к преобразованию отраслей предпринимателей, которые являются воплощением описанного им «свободного ума».
Сегодня многие предприниматели открыли для себя философию стоицизма, которая переживает новый расцвет. Авторы рассматривают философию Ницше как своего рода продолжение стоицизма, которое даже больше подходит для предпринимателя, нацеленного на подрывные инновации и кардинальные изменения. Стоическое отношение к жизненным трудностям и принятие своей судьбы — только первая стадия личного развития, необходимая, но недостаточная. Следующая стадия заключается в понимании возможности переосмыслить мир, создании совершенно новой ценности. И здесь может помочь философия Ницше.
Идея 1. Предпринимательская стратегия должна быть направлена на кардинальные изменения
Стратегия — часто употребляемое, но так же часто неправильно понимаемое слово. Философия Ницше может дать предпринимателю подсказки о том, что это такое.
Так, Ницше писал, что мы не должны желать победы, если у нас есть перспектива одолеть противника лишь на волосок. Хорошая победа заставляет побежденного радоваться, и в ней должно быть что-то божественное, что избавляет от унижения. Авторы трактуют это так, что мы не должны стремиться к незначительным победам. Хорошая победа настолько поразительна, что даже проигравший находится под впечатлением и не чувствует себя униженным поражением.
Крупные компании с устоявшимся положением на рынке перестают стремиться к кардинальным изменениям и фокусируются лишь на небольших улучшениях и доработках своих продуктов. Они ставят цели на несколько процентов повысить прибыль или долю рынка. Крупные компании боятся рисковать своим брендом, опасаясь реакции потребителей, которые могут не принять новое. Они идут по пути небольшого увеличения выгоды. Этот подход противоположен предпринимательскому подходу, который нацелен на изменение статус-кво и поиск нового, кардинально улучшенного способа ведения дел. Амбициозные цели привлекают к стартапам инвесторов, которые могут многократно отбить свои инвестиции. Кроме того, они привлекают сотрудников, которых гораздо больше мотивирует «изменение мира», чем незначительные изменения.
Кардинальные изменения не обязательно связаны с новыми технологиями или созданием новых продуктов. Это могут быть новые организационные процессы, способы предоставления услуг, подходы к распространению продукции. Все эти новые способы решения существующих проблем тоже могут обеспечить крупные инновации.
Ницше в своем афоризме указывает, что крупная победа настолько поразительна, что впечатляет даже побежденного. Естественно, в мире бизнеса это не значит, что конкуренты будут аплодировать вам, когда вы их обойдете. Признание вашей победы будет выражаться в том, что сотрудники конкурентов, впечатленные вашими успехами, захотят присоединиться к вашей компании, вы станете источником вдохновения, никто не будет унижен вашей победой.
Авторы советуют подумать о том, как вы можете представить свою идею настолько убедительно, чтобы перспективно мыслящие сотрудники компаний-конкурентов пришли от нее в восторг.
Еще одна важная мысль Ницше в контексте стратегии — о том, что у каждого свой путь и не существует лишь одного пути для того, чтобы что-то сделать. Существует множество способов смотреть на вещи и жить по-разному. Такой подход называется «перспективизмом», и авторы применяют его к предпринимательству, имея в виду, что существует множество способов построить бизнес и быть предпринимателем. Чужие советы всегда ограничены: даже если человек, дающий совет, добился успеха, его опыт и условия могут значительно отличаться от ваших. Статистика, основанная на больших данных, может дать больше информации, как и опыт человека, который многократно повторял свой успех. Однако стоит помнить, что опыт и статистическая информация относятся к прошлому, а мир постоянно меняется.
Тем не менее существует разница между тем, чтобы разумно искать свой путь, и тем, чтобы совершать глупые ошибки новичков, которых можно было бы избежать. Одна из таких — внедрять сразу много инноваций во все области деятельности компании. Это приводит к быстрому выгоранию, так как приходится бороться со слишком большим количеством препятствий.
Идея 2. Предпринимателей отличает стремление находить решения проблем, о которых другие могут лишь говорить
Задним числом многие инновации и идеи прошлого кажутся очевидными, обыватели не видят ничего особенного в прорывах прошлого. Ницше уловил эту склонность, выразив ее в афористической форме: «Тоже достойно героя. Вот герой; он ничего не сделал, а только потряс дерево, когда плоды уже созрели. Вы думаете, это слишком мало? Так взгляните сперва на дерево, которое он потряс». Герой, кажется, делает очевидные вещи, но это не делает его менее героическим, потому что одно дело — заметить проблему, а другое — реализовать ее, то есть «потрясти дерево с созревшими плодами». До этого доходят немногие. Для создания решения, для того, чтобы «потрясти дерево», нужна особая мотивация.
Часто в предпринимателях хорошие знания проблемы сочетаются с мотивацией для действий. Другой распространенный вариант — иметь партнера-специалиста. Еще один путь для тех, кто не обладает специфическими знаниями — везение в сочетании с быстрым экспериментированием, проверкой гипотез и итерациями. В этом помогают методики Lean Startup и Agile.