О том, в чем заключается сократовский метод, почему люди часто неправильно его понимают и как его использовать на практике.
Широко распространено мнение, что метод Сократа означает технику обучения с помощью наводящих вопросов. Действительно, этот метод может успешно использоваться в обучении. Однако, по мнению автора книги, известного юриста, специалиста по риторике и писателя Уорда Фарнсфорта, сократовский метод означает прежде всего особый способ мыслить. Это инструмент для помощи мышлению, антидот от глупости.
Автор указывает, что Сократ задавал вопросы не для того, чтобы научить людей задавать вопросы, а для того, чтобы научить их думать. Его метод — это набор идей не о том, что думать, а о том, как думать. Поэтому метод Сократа подходит для всех, а не только для специалистов по риторике и философов. Сократовский метод автор называет путем к мудрости. Мудрости, не ограниченной рамками абстрактных рассуждений, а той, которую мы можем использовать в повседневной жизни.
Несмотря на огромное влияние, которое Сократ оказал на западную мысль, о нем самом известно не очень много. Его знают по нескольким афоризмам, по любви донимать собеседников вопросами и по истории его несправедливого осуждения и смерти, которую он мужественно принял, отказавшись бежать. Сам Сократ не оставил письменных работ, большая часть его интеллектуального наследия сохранилась благодаря диалогам, записанным его учениками, — Платоном и Ксенофонтом. Известно, что оба ученика не очень ладили между собой, однако в их описаниях Сократа много общего.
В диалогах Сократ беседует с людьми на разные темы и задает им вопросы, ответы на которые, как они думают, они знают. В процессе диалога Сократ внимательно слушает собеседников, анализирует их утверждения и показывает им, что они не так хорошо понимают тему, как им кажется. Читатели, как правило, приходят к такому же впечатлению о себе. Ведение Сократом диалога — это хорошая модель для размышлений о самых разных вещах. Именно ее автор называет сократовским методом — метод может использоваться во всех ситуациях, в которых нужно прийти к обоснованному суждению. Метод Сократа в более общем смысле — это способ исследования реальности.
Идея 1. Во всех диалогах с участием Сократа можно обнаружить несколько основных элементов
Фарнсворт объясняет цель метода Сократа с помощью аналогии. Метод выполняет ту же функцию для разума, что и очки для глаз, корректирующие плохое зрение, или рентген, позволяющий заглянуть внутрь тела. Цель сократовского метода — увидеть изнутри работу разума, его недостатки и ошибки. Когда разум предоставлен сам себе, он склоняется к иррационализму и глупости. Метод Сократа корректирует наши иррациональные склонности, исправляет ошибки нашего разума. Философ, экономист и социолог Джон Стюарт Милль писал, что основная ошибка, с которой боролся Сократ, «была не софистика, ни в древнем, ни в современном смысле этого термина, а Обыденность». Обыденность, в понимании Милля, это «принятие традиционных мнений и текущих настроений как окончательного факта». Мы часто используем такие определения, как «хорошее» и «плохое», «справедливое» и «несправедливое» в уверенности, что прекрасно понимаем, что они означают. Однако цель метода Сократа, как и человеческого интеллекта, состоит в том, чтобы проверить, насколько человек понимает эти определения и то, что за ними стоит, найти истину. А если это не удастся, то хотя бы избавиться от ложной уверенности в знании.
В диалогах Платона метод Сократа лишь иллюстрируется, но не разбирается. Фарнсворт берет это на себя. В пример он приводит диалог Платона «Лахет», в начале которого два отца спрашивают двух генералов, нужно ли военное обучение их сыновьям. Не найдя ответа, собеседники обращаются к Сократу. Сократ, спрашивая о том, какой цели они хотят достичь с помощью обучения, получает ответ, что они стремятся к мужеству, после чего философ решает прояснить значение мужества. В этом диалоге можно наблюдать основной сценарий, по которому работает метод Сократа, и его основные элементы.
Первое. Для метода характерна форма вопросов и ответов. Сократ использует как открытые, так и закрытые вопросы. Так, он просит полководца Лахета дать определение мужества — это открытый вопрос. Закрытые он использует, когда спрашивает, согласен ли его собеседник с высказыванием. Диалог — не лекция и не спор, в его процессе Сократ добивается от своих партнеров согласия на каждый следующий свой шаг.
Второй элемент — эленхос. Этот прием используется для того, чтобы проверить согласованность утверждений партнеров по диалогу. После выслушивания утверждений и аргументов Сократ заставляет собеседников согласиться с другими аргументами и утверждениями, которые оказываются несовместимыми с теми, о которых они заявляли ранее. В результате партнеры Сократа по разговору вынуждены уточнить свои утверждения или отказаться от них. Чтобы заставить оппонента признать неправоту, Сократ не утверждает прямо, что его партнер не прав, а заставляет того увидеть противоречия в убеждениях. Например, Сократ использует вопрос: «Можем ли мы согласиться, что эта идея верна?».
Третье. С помощью вопросов Сократ выявляет принцип, лежащий в основе утверждений оппонентов. Затем он показывает, что принцип не охватывает то, что должен, или что он охватывает то, что не должен. Так, в диалоге Лахет определяет мужество как «стойкость души». Сократ заставляет Лахета согласиться с тем, что это определение не включает в себя некоторые случаи, которые следовало бы включить, например, мужество, проявляемое при отступлении. Далее Сократ указывает, что упорство может быть глупым, а мужество не может быть глупым.
Четвертое. Сократ использует в своих рассуждениях конкретные примеры для иллюстрации — аналогии, которые помогают легче представлять идеи.
Пятое. Сократ не пытается выставить себя всезнайкой и сам признается в собственном невежестве. Диалог не заканчивается нахождением простого ответа. Чаще всего в конце диалога собеседники Сократа приходят к осознанию своего невежества.
Эти пять элементов составляют суть сократовского метода. Он предназначен не для того, чтобы унизить партнера, и используется с дружескими намерениями. Так же и вам нужно быть готовым принять несогласие собеседников, нужно научиться ценить умение опровергать ваши утверждения. Воспринимайте несогласие как часть поиска истины, как помощь в вашем мышлении. Сократ считал, что так приобретается мудрость.