Взаимодействие в команде . Как организации учатся, создают инновации и конкурируют в экономике знаний

Краткое содержание книги
Читается за 20 минут, оригинал — 1 мин

Почему нужно работать в команде

Многие проблемы, встающие перед человечеством в последнее время, требуют тесного взаимодействия между разными организациями, отделами внутри одной компании или специалистами из различных областей. За последние десятилетия мир невероятно усложнился, и многие старые приемы и методы менеджмента не работают.

Организациям и специалистам приходится реагировать на быстро меняющиеся обстоятельства, осваивать новые технологии и выходить на новые рынки. Если раньше, в эпоху индустриализации, важную роль в организации труда играла стандартизация с шаблонными, повторяющимися процессами и командными методами управления, то сейчас, в информационную эпоху, на передний план выходят гибкое мышление, нестандартные методы и слаженные действия команды, работающей над решением задачи.

Команда — это коллектив, перед которым поставлена какая-либо задача. Он не обязательно должен соответствовать какой-то формальной структуре. Часто это бывает временное объединение представителей разных профессий и родов деятельности, которое может быстро, на лету, создаваться и так же быстро распускаться. Такие команды иногда называют кросс-функциональными.

Пример временной команды в больнице — группа подготовки пациентов к экстренной операции, в которой вместе работают сотрудники скорой помощи, представители администрации, медсестры, хирурги и другие члены операционной бригады.

Пример временной команды на заводе — комитет по повышению качества или оптимизации производства, в который входят представители администрации, бригадиры и рядовые рабочие разных цехов, сторонние специалисты (психологи, инженеры, программисты).

В современном мире организациям приходится чему-то учиться или осваивать новые методы работы, а делать это можно только в коман­де. Взаимодействие в команде — это и есть основной способ обучения чему-то новому, а также способ проведения исследований или реагирования на непредвиденные обстоятельства. Как правило, время на решение задач в таких обстоятельствах ограниченно, поэтому людям приходится находить общий язык прямо в ходе работы, без предварительной подготовки.

Пример успешного реагирования на экстренную ситуацию с созданием команд на лету — спасение шахтеров из-под крупного обвала шахты в Чили в августе — октябре 2010 года. В операции были задействованы различные службы, государственные и частные организации, политики и бизнесмены разных стран, специалисты и простые рабочие. Деятельность некоторых служб, например пожарных или полицейских, почти целиком посвящена разрешению чрезвычайных ситуаций.

Роль лидеров в команде

Лидеры подбирают людей для команды, задают направление работы, благоприятную среду для проявления лучших качеств членов команды. Поскольку команды могут формироваться в процессе работы, по мере решения задач, то в разных ситуациях лидерами могут становиться не только официальные менеджеры и руководители разного уровня, но и любые специалисты или работники, наиболее подходящие для конкретной задачи и находящиеся на «передовой» процесса.

Классические теории менеджмента и современная практика

Исполняющая организация

В период индустриализации возникла концепция стандартизированного производства, типичным проявлением которой служила конвейерная система сборки автомобилей (например, на заводах Форда). Основоположником научной организации труда и менедж­мента в западном мире считается Фредерик Тейлор, первым предложивший идею назначения специальных менеджеров (управляющих) для оптимизации процесса производства. Автор называет такую систему исполняющей организацией.

Цель исполняющей организации — выполнить задачу эффективно, то есть в предусмотренные сроки и с предусмотренным качеством.

Характерные особенности этой системы:

• авторитарность;
• вертикальная структура;
• строгое исполнение инструкций;
• предварительное обучение;
• четкое разделение труда;
• мотивирование через страх наказания;
• утаивание информации от конкурентов.

Обучающаяся организация

Современная сложная и неопределенная среда требует иного подхода и новых способов мышления. Автор предлагает концепцию динамической системы, позволяющей приспосабливаться под обстоятельства. Такую систему она называет обучающейся.

Цель обучающейся организации — научиться чему-либо, внедрить изменения в процесс, эффективно отреагировать на экстренные случаи.

Характерные особенности этой системы:

• разнообразие связей;
• саморегулирование;
• обучение в процессе деятельности;
• взаимодействие всех членов коллектива;
• свободное выражение мнений;
• мотивирование через поощрение;
• свободный обмен информацией.

Автор не предлагает полностью отказаться от классических методов менеджмента и контроля над коллективом. Исполняющая организация уместна там, где производственный процесс достаточно прост, давно налажен и не требует инновационных знаний (например, производство болтов и гаек), хотя и в таких случаях можно с пользой применить методы второго подхода. Обучающаяся организация приобретает особую важность в тех случаях, когда нужно освоить новое производство, повысить эффективность сложных процессов или преуспеть в передовых исследованиях (например, в научной лаборатории).

Спектр сложности процессов

На схеме сложности процессов автор выделяет три ориентировочных точки:

Инфографика для книги «Взаимодействие в команде»
Продолжение — на Smart Reading
Зарегистрируйтесь на Smart Reading и получите доступ к этому и ещё 800 пересказам нонфикшен-книг. Для многих книг есть инфографика. Все пересказы озвучены, их можно скачать и слушать фоном. Фрагмент озвучки:
Первые 7 дней доступа — бесплатно.

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ: