Управлять! Что делать, когда все смотрят на вас

Краткое содержание книги
Читается за 35 минут, оригинал — 8 ч

Кто такой руководитель?

Если бы несколько лет назад Джули Жуо, только-только получившую предложение возглавить команду дизайнеров Facebook, спросили, кто такой руководитель, она ответила бы что-нибудь в духе: руководитель — тот, кто проводит встречи с сотрудниками, чтобы помогать им решать их проблемы, дает обратную связь о том, что пошло не так, и решает, кого следует повысить, а кого — уволить.

Но за прошедшие с момента ее назначения годы Джули Жуо, по собственному признанию, стала мудрее, и теперь ее ответ на этот вопрос звучит так: руководитель — тот, кто получает результат от группы людей, работающих вместе.

На то, каким будет этот результат, влияют многие факторы: личность руководителя, отношения и уровень доверия в команде, так называемый дизайн команды (насколько точно учтены интересы и способности сотрудников, из которых сформирована команда), внутренняя культура команды.

Чтобы успешно управлять этими аспектами, руководителю понадобится его ответ на вопрос «зачем я руковожу?», лидерские качества, время и энергия для работы над собой и взаимодействия с командой и несколько простых инструментов. Прочтите саммари — и вы получите эти инструменты и мотивацию, чтобы найти решение главных задач, неизбежно встающих перед менеджером, который управляет людьми.

Как понять, что вы сможете быть успешным руководителем?

Хорошими руководителями становятся, а не рождаются. Единственное условие: вы должны получать удовольствие от такой работы и хотеть ее делать.

Три проверочных вопроса на профпригодность:

1. Что мотивирует меня больше: достижение результата в одиночку или исполнение специфической роли ради общего успеха?

Руководитель оценивается по результатам работы команды, поэтому его работа заключается в том, чтобы помогать команде достичь успеха. Если команде не хватает компетенций, вы должны заняться обучением или наймом. Если кто-то в команде создает проблемы для других, вы должны прекратить это. Если люди не понимают, что им делать, вы должны составить план. Большая часть этой работы непопулярна, но очень важна.

Адаптивность — важная черта характера хорошего руководителя. Команда постоянно меняется: меняются цели, люди приходят и уходят, процессы эволюционируют — и ваша ежедневная работа тоже меняется. Если у вас есть внутренняя цель и смысл быть руководителем, эти изменения будут приносить вам удовольствие. Если, на­оборот, вам больше нравится постоянно делать какую-то конкретную работу — обучать студентов, писать код, создавать дизайн — вы можете обнаружить, что ваши персональные цели вступают в противоречие с тем, что нужно вашей команде.

Это самый важный из трех вопросов, и уверенное «да» в пользу специфической роли может компенсировать все остальное. Если ваш приоритет — сделать успешной команду, вы сможете адаптироваться и стать тем лидером, который нужен вашей компании.

2. Нравится ли мне общаться с людьми?

До 70% рабочего времени руководителя может уходить на встречи. Если ваша первая реакция на эту цифру — «Нет проблем!», то вы сможете черпать энергию из таких взаимодействий. В любом случае умение слушать и говорить — необходимое качество руководителя.

3. Могу ли я обеспечивать стабильность в трудных эмоциональных ситуациях?

Каждый человек приносит во взаимодействие свой опыт, надежды, страхи и причуды, и руководителю приходится иметь дело со всем этим. Вам может понадобиться сказать кому-то, что он не оправдал ожиданий. Или, того хуже, глядя человеку в глаза, объявить, что у него больше нет работы. Человек может сломаться и рассказать вам обо всех трудностях, которые влияют на его работу, — проблемах в семье, личных трагедиях, болезнях и прочем.

Никто не любит такие ситуации, но некоторые люди лучше других сохраняют в них спокойствие и могут оказывать поддержку. Если вы способны проявлять эмпатию, не драматизировать, выдерживать давление, разряжать ситуацию, а не эскалировать напряжение, то вы лучше подготовлены к эмоционально заряженным событиям, которые происходят с каждым руководителем.

Чем руководитель отличается от лидера?

Руководитель — это специфическая роль, как, например, учитель начальных классов или хирург. Лидер — это человек, обладающий особым навыком влиять на людей и управлять ими. Руководитель, который не знает, как влиять на людей, вряд сможет улучшить результаты команды. Поэтому, чтобы быть хорошим руководителем, нужно быть лидером. Лидеру же не обязательно быть руководителем: лидерские качества может проявить любой человек независимо от его должности.

Ключевое отличие роли руководителя в том, что она может быть передана кому-то, в то время как лидерство нельзя передать, его можно только проявить. Люди должны захотеть пойти за вами. Вы можете быть чьим-то руководителем, но, если между вами и вашими сотрудниками не возникнет доверия, ваше влияние на них будет ограниченным.

Путь каждого руководителя уникален. Но для того чтобы справляться со всеми трудностями и быть способным поддерживать свою коман­ду, вы в первую очередь должны уметь руководить собой. От того, насколько хорошо вы знаете свои ценности, сильные стороны, зоны комфорта, слепые пятна, зависит ваша способность предвидеть свои реакции и управлять ими. То, что вы знаете о себе, поможет вам сформировать собственный стиль руководства и изменять его при желании. То, чего не знаете или не признаете, будет управлять вами и создавать дополнительные трудности. Используйте для формирования своего портрета самодиагностику и обратную связь от коллег, друзей, близких. Работайте с коучем при необходимости.

Вопросы для самодиагностики (ваши личные качества):

Продолжение — на Smart Reading
Зарегистрируйтесь на Smart Reading и получите доступ к этому и ещё 800 пересказам нонфикшен-книг. Все пересказы озвучены, их можно скачать и слушать фоном. Фрагмент озвучки:
Первые 7 дней доступа — бесплатно.

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ: