Суперкоммуникаторы . Секретный язык взаимодействия

Краткое содержание книги
Читается за 40 минут
Очень кратко:

О навыках, необходимых для того, чтобы стать суперкоммуникатором – человеком, чей интерес и стиль общения заставляют собеседников чувствовать себя лучше.

Когда мы переживаем тяжелый период, нам необходим человек, которому можно излить душу. Возможно, был просто плохой день, или наш труд не оценили по достоинству, или произошла семейная ссора. А может, событие было радостным и волнующим, и вы хотите разделить с кем-то свои чувства. В любом случае вы хотите поговорить с тем, кто вас поймет. Этот человек, скорее всего, не самый веселый, интересный или умный из всех ваших знакомых. Возможно, он не даст вам мудрый совет, но после разговора с ним вам точно станет лучше и спокойнее. Таких людей и называют суперкоммуникаторами.

Почему во время одних разговоров собеседникам комфортно, они на одной волне, а во время других они не слышат друг друга? Эволюция дала нашему мозгу потребность в связи с другими. Когда собеседники с удовольствием разговаривают, они чувствуют в унисон, мимика совпадает, они испытывают одинаковые эмоции и могут мысленно закончить фразу другого. Это явление называется нейронным вовлечением. Когда мы находим такого собеседника, это истинное наслаждение, нам крупно повезло встретиться с таким понимающим человеком. Но иногда, даже при всем желании сблизиться, ничего подобного не возникает даже после нескольких попыток.

Для успешного разговора особое значение имеет установление контакта. Внимание к движениям собеседника и его голосу помогает нам его услышать. В любом разговоре, особенно в дискуссии, присутствуют эмоции, поэтому полезно воспринимать беседу как переговоры, где целью является выяснить, чего же хочет каждый.

По мнению Чарльза Дахигга, есть три типа разговоров. Практические разговоры нужны для принятия решений. Эмоциональные разговоры касаются наших чувств. Социальные разговоры исследуют, кто мы такие. Если один из собеседников настроен на эмоциональный разговор, а другой — на практический, они вряд ли поймут друг друга.

Идея №1. Суперкоммуникаторы понимают, в каком типе разговора участвуют

Чтобы с кем-то общаться, нужно установить с ним связь. В этом случае мы понимаем, о чем человек говорит, а он понимает нас. Тогда наш пульс, выражение лица, эмоции начинают синхронизироваться. Наши нейроны настраиваются друг на друга, что помогает нам яснее выражаться и лучше понимать собеседника. Такая связь может возникнуть как с одним человеком, так и в группе или в большой аудитории. Независимо от количества участвующих в беседе людей их мозг и тело начинают работать в унисон. Некоторые люди особенно искусны в синхронизации, из них и получаются суперкоммуникаторы.

Суперкоммуникаторы обладают высоким уровнем синхронизации с другими. Они не должны быть доминирующими лидерами, скорее, наоборот — в группах под предводительством доминирующего лидера синхронность низкая. Суперкоммуникаторы говорят меньше, чем лидеры, и не столько говорят, сколько спрашивают. Они не боятся повторять чужие идеи, признаваться в своей растерянности и демонстрировать самоиронию. Такие люди радостно смеются чужим шуткам, внимательно слушают и дают собеседникам возможность высказаться. 

Кроме того, люди с высоким уровнем синхронизации стараются соответствовать своим собеседникам. Если кто-то начинает разговор на серьезные темы, они сами становятся серьезными. Если дискуссия полна шуток, они подыгрывают ей. Они могут изменить свое мнение под влиянием других участников дискуссии. При этом нельзя сказать, что суперкоммуникаторы просто отражают своих собеседников как в зеркале. Они мягко ведут их в нужном направлении, делают так, чтобы все лучше понимали друг друга. Они влияют на то, как люди отвечают на вопросы, но это влияние практически незаметно. 

Почти в любой дискуссии есть три доминирующих вида разговора. Каждый из них опирается на определенный тип мышления и ментальной обработки.

Первый тип — установка принятия решений. Она активизируется во время раздумий о практических вопросах, при анализе планов, обосновании выбора. Родители, обсуждая проблемы ребенка, спрашивают друг друга, что делать с его плохими оценками. При этом активизируется фронтальная управляющая сеть мозга. Такие разговоры ведут при обсуждении будущего, целей, интеллектуальных концепций.

Вторая ментальная установка относится к сфере эмоций. Она работает при обсуждении чувств. В ней участвуют такие структуры мозга, как прилежащее ядро, миндалевидное тело и гиппокамп, в которых формируются наши убеждения, эмоции и воспоминания. Когда близкий человек жалуется нам на свое руководство, мы чувствуем, что разговор касается эмоций, что собеседник не ждет практического совета, а просто ищет сочувствия.

Третья ментальная установка в разговоре — социальное мышление. Оно возникает во время обсуждения отношений, того, как к нам относятся другие, как мы сами относимся к себе, нашей социальной идентичности. Эта установка работает, когда мы рассуждаем со знакомыми о политике, обсуждаем общих знакомых, влияние на нас семьи или религии и так далее. Примерно 70 процентов наших разговоров имеют социальный характер.

Эффективная коммуникация — это понимание типа разговорной установки и соответствие ему. Суперкоммуникаторы задают друг другу больше вопросов, уточняют, снимают напряженность шутками или вместе становятся серьезными. Если они чувствуют, что вот-вот начнется спор, то спрашивают, о чем собеседник хочет поговорить: о своих эмоциях, о наилучшем решении проблемы или о чем-то еще. 

Вместо того чтобы изучать неработающие приемы, нужно различать типы разговорных установок, чтобы не путать эмоциональный разговор с социальным, а социальный — с практическим. Когда мы в разговоре чувствуем, что наши с собеседником установки совпадают, мы видим мир собеседника его глазами, понимаем его страхи и надежды. Взамен он получает возможность понимать нас. Этого невозможно достичь просто копированием жестов или интонаций или постоянным поддакиванием.

Главное правило перед началом любого разговора — спросить себя, в чем его цель, чего хотите вы и ваш собеседник. Если мы этого не знаем и не понимаем, разговор вряд ли получится. 

Продолжение — на MakeRight
Оформите подписку на MakeRight и получите доступ к этому и ещё 700 пересказам нонфикшен-книг. Почти все пересказы озвучены, их можно скачать и слушать фоном.
Подписаться на MakeRight

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ: