Над этой книгой работали три автора: Дэвид Бредехофт, глава исследовательской команды, который избрал академический подход к теме избалованности; Конни Доусон, которая встречалась с негативными проявлениями избалованности в своей психотерапевтической практике; Джин Иллсли Кларк, просветитель, которая работает с родителями и фокусируется на том, какое влияние избалованность оказывает на семьи. Вместе они разбирают, как не перейти грань между желанием доставить ребенку радость и вседозволенностью, каким образом баловство влияет на самих взрослых и чем вредит переизбыток внимания.
«Баловать детей – значит давать им слишком много приятных вещей слишком рано и продолжать это делать слишком долго. Это означает дарить им вещи или переживания, не подходящие для их возраста, интересов или талантов.
Баловать – значит делать что-то или иметь что-то в таком избытке, что это активно вредит человеку, мешает ему развиваться и не дает в полной мере реализовать свой потенциал, поскольку изобилие ведет к тому, что дети испытывают неудовлетворенность».
Избалованность – это форма детской запущенности, которая не дает детям решать нужные для их возраста развивающие задачи и усваивать необходимые жизненные уроки. Избалованность детей может стать причиной их страданий во взрослой жизни.
Как распознать избалованность
Даже самые мудрые родители время от времени балуют своих детей. Эпизодическая снисходительность вряд ли причинит особый вред – беда, когда баловство становится обычным делом.
Индикаторы избалованности.
Авторы книги провели опрос, в котором предлагали различные способы баловать детей. Респонденты выбирали те варианты, которые описывали их собственное воспитание. Результаты этого опроса помогли определить, какие признаки избалованности являются самыми популярными:
1. Мои родители делали за меня то, что я мог и должен был делать сам (53 %).
2. Мои родители не ожидали от меня помощи по дому (53 %).
3. Мне позволяли иметь столько одежды, сколько я хотел (41 %).
4. У меня было много привилегий (36 %).
5. Мои родители дарили мне много игрушек (35 %).
6. Мои родители давали мне слишком много свободы (32 %).
7. Мои родители позволяли мне быть лидером или доминировать в семье (32 %).
8. Родители не считали, что мне необходимо усваивать те же навыки, что и другим детям (32 %).
9. Мои родители слишком любили меня и уделяли мне слишком много внимания (23 %).
10. У моих родителей были правила, которым мне не обязательно было следовать (23 %).
11. Мои родители не настаивали на следовании правилам (23 %).
12. Мои родители слишком насыщали мое расписание разными занятиями, уроками, спортом и лагерями (22 %).
13. Мои родители заботились о том, чтобы мне не было скучно (18 %).
14. Я проводил слишком много времени сам по себе и слишком мало – с родителями (12 %).
15. Мои родители мирились с тем, что я употреблял алкоголь, или поощряли это (8 %)
Эти 15 способов баловать можно разбить на три типа: «перекармливание», гиперопека и попустительство.
Часто кажется, что «перекармливание» удовлетворяет потребности ребенка, но это не так. В результате ребенок ощущает недостаточность среди изобилия, поскольку он не сумел усвоить жизненно важный навык – понятие «хватит». Страдания как результат избалованности могут ударить и по тому, кто ее практикует.
Авторы приводят показательный случай из газетного репортажа: мать, которой сообщили о том, что ее сын ограбил банк, ответила с болью в голосе: «Не могу понять, зачем он это сделал. Я всегда давала ему всё, чего он хотел».