Как любить ребёнка

польск. Janusz Korczak. Jak kochać dziecko · 1919
Краткое содержание книги
Читается за 15 минут, оригинал — 11 ч

Введение

Что значит «понять ребенка»? Огромный опыт Януша Корчака — семейного врача и директора детского дома, репетитора в богатых семьях и воспитателя в лагере для беспризорников — дал ему возможность узнать многое в «природе ребенка», но главное — увидеть глубоко индивидуальные проявления этой природы.

В этой книге удастся найти много общеобя­за­тельных и вполне практических указаний — от ухода за младенцем до организации детского коллектива. Ни одна мелочь, вплоть до тумбочки и гвоздика в стене, не ускользает от внимания автора. С таким же тщанием он помогает читателю обустроить быт, режим и среду воспитания. И вместе с тем он упорно напоминает родителям о том, что каждый ребенок — «не такой, как все». И не такой, как родители, и не такой, каким хотят его видеть.

Это самое сложное в семейных и общественных отношениях. Ребенок — «всего лишь» ребенок. Родители лепят из него свое продолжение, общество — тот или иной «тип». Но, с точки зрения Корчака, даже новорожденный — не личинка, но личность. И он может лишь развиться в полный рост или искривиться при неверном обращении, а стать другим, «удобным», не может. Задача воспитателя — поддерживать этого конкретного человека.

Именно с признания индивиду­альности ребенка и начинается уважение к нему. Каждый раз, когда воспитатели хотят «впихнуть» в ребенка лишнюю ложку каши, знаний или морали, они должны вспомнить, что решать ему. Корчак убежден, что ребенок выражает свои желания и нежелания с первого дня жизни, и обязанность родителей, особенно матери — учиться этому невербальному языку. А дальше, когда пора умиления младенцем пройдет и начнутся неизбежные конфликты — продолжать строить отношения разных и равных людей.

Многие советы Корчака применимы далеко за пределами семьи или отношений с детьми. Поскольку он не выделяет детей в особую категорию (кроме необходимости учитывать их физическую хрупкость и социальную зависимость), то многие «правила отношений» пригодятся и в дружеской компании, и на работе, в самых взрослых ситуациях.

Приветливость автора, свободная, словно в разговоре, подача материала помогает и принять, и запомнить его советы.

1. Ребенок как личность: положение ребенка в семье и обществе

Ребенок в семье и обществе унижен. Он мал и слаб, материально зависим, все решения принимаются за него. За ребенком не признается право на личное мнение, симпатии и антипатии, на свободное время, на собственность. Все дается воспитателями по их милости. С детства человек приучается льстить, обманывать, подстра­иваться.

Лишь один из знакомых Корчаку отцов выдавал ребенку еженедельные 50 грошей, вне зависимости от поведения, — как его постоянный бюджет, чтобы «научить тратить».

Ребенок уже в младенчестве вызывает у родителей разочарование, даже если они с радостью ждали его появления на свет. Он причиняет матери муки при рождении, он плачет и мешает спать, болеет, не проявляет хороших задатков, подросток же и вовсе выходит из повиновения, подвергая опасности свою будущность и саму жизнь.

Разочаро­вывается и любящий свою работу воспитатель. А причина все та же: и родители, и воспитатель видят в ребенке потенциал, а ребенок живет сейчас.

Взрослые подают ребенку примеры неуважения, лицемерия, навязчивости, грубых шуток. Детей не принимают всерьез, но ведь детство — не черновик жизни, а сама жизнь. Ребенок имеет не только будущее, но и прошлое, свои привязанности и суждения. Среди детей дураков не больше, чем среди взрослых. У ребенка не хватает лишь знаний, в нашем мире он словно иностранец. Уважать ребенка — значит уважать его незнание.

Уважать ребенка — значит уважать его право быть самим собой, не идеалом и не похожим на соседа. Не судить огульно. Не сковывать свободу. Не говорить «мой ребенок». Даже в утробе матери ребенок не принадлежит ей. Он — частица вечности.

Не следует требовать с ребенка плату за любовь и за вложенные в него силы, деньги, годы. Он не просил. Одна из форм родительского эгоизма — постоянное сопоставление ребенка с образцом, вечное «он должен». Если и должен, то лишь самому себе.

Нельзя предписывать единую диету и режим. Если предоставить ребенку быть собой, его организм справится с большинством проблем, его личность разовьется наиболее правильным образом.

Великая хартия ребенка: право быть собой, право на сегодняшний день и право на смерть.

  • Уважение к личности, то есть отказ от общих схем в пользу права ребенка быть собой.
  • Полноценная жизнь сейчас, а не послушание ради комфорта родителей («удобный ребенок») или непрерывная учеба во имя будущего.
  • Доверие к ребенку, то есть освобождение от надзора. Оберегая от несчастного случая и от болезней, от опасности порвать одежду и получить двойку, оберегая от смерти, ребенка лишают полноценной жизни.

2. Природа, среда и воспитание: факторы формирования личности

Ребенок не может соответ­ствовать некой норме еды, сна и т. д. Один останется голодным, другого стошнит. Такого рода предписания — насилие.

С момента рождения мать должна неотступно наблюдать за ребенком, не передоверяя его капризы няням, а здоровье врачам. Тогда она научится понимать малыша, видеть его особые потребности и первой заметит признаки развивающейся болезни. Кормление грудью способствует такому индивиду­альному пониманию. Это лучшая гарантия против перекарм­ливания и механистической диеты, но не от болезней.

Болезнь тоже протекает индивидуально. Берущийся предсказывать — шарлатан.

Следует ли сразу провести полный цикл анализов? Точность диагностики возрастет, но сколько инфекций занесут во время процедур? И следует ли спешить с лечением легкой болезни, которая вырабатывает иммунитет? Но если ребенок слаб или часто болеет, врачу (и матери) пора задуматься о режиме и диете специально для него.

Восприятие младенца устроено иначе: пройдет время, прежде чем грудь и лицо, запах, звук и облик соединятся в понятие «матери», прежде чем он узнает самого себя. Однако выраженная индивиду­альность присутствует с момента появления на свет.

Педиатра один малыш встречает беззубой улыбкой, другой — хмуро, третий рыдает.

Хотя младенец еще не говорит словами, он передает свои чувства и потребности плачем, гримасой, жестом, он познает мир, нарушает правила и, не говоря, уговаривает.

Главная потребность едва начавшего ощущать себя малыша — «я сам».

Деревенский годовалый ребенок уже живет, пробуя свои силы и совершая открытия. Юноша из обеспеченной семьи все еще только собирается жить. Но когда же?

Продолжение — на Smart Reading
Зарегистрируйтесь на Smart Reading и получите доступ к этому и ещё 600 пересказам нонфикшен-книг. Все пересказы озвучены, их можно скачать и слушать фоном. Первые 7 дней доступа — бесплатно.

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:

Аудиокниги

Как любить ребенка
Аудиокнига. 2 ч 46 мин. Читает Александр Бордуков.
Бесплатный отрывок:
Слушать по подписке
Первые 14 дней бесплатно,
затем 549 ₽ в месяц, Storytel
Александр Бордуков
2 ч 46 мин
Как любить ребенка
Аудиокнига. 4 ч 56 мин. Читает Максим Киреев.
Бесплатный отрывок:
Купить
249 ₽, ЛитРес
Максим Киреев
4 ч 56 мин
Как любить ребенка
Аудиокнига. 12 ч 40 мин. Читает Николай Савицкий.
Бесплатный отрывок:
Купить
249 ₽, ЛитРес
Николай Савицкий
12 ч 40 мин

Электронная книга

Обложка книги
Как любить ребенка
Жизнь Януша Корчака, этого удивительного человека, талантливого врача, воспитателя, защитника детей-сирот, добровольно принявшего мученическую смерть в газовой камере фашистского концлагеря, давно стала легендой. Его книгу справедливо называют Библией по воспитанию детей. Мысли Корчака о детях, их правах и потребностях, о необходимости чуткого отношения к ним, об уважении их достоинства, о принципиальном отношении к вопросам совести и морали вошли в фундамент гуманистической педагогики...

Читайте также