О том, как тратить каждую минуту мудро и успевать сделать все, что планировалось.
Опросы общественного мнения показали, что американцы работают более 50 часов в неделю (а некоторые и 60-80), читают детям 1-7 минут перед сном, спят менее 6 часов в день, не могут найти время на спорт и на приготовление нормальной пищи, и они едят преимущественно фастфуд. Но, безусловно, нехватка времени — это не только проблема американцев. Её ощущают и во многих других странах. Так куда же уходит время? Почему некоторые люди живут полноценной жизнью, высыпаются и всё успевают? Ведь у всех людей есть 24 часа в сутках, а в неделю — 168 часов.
Попросив испытуемых вести дневник учета времени, ученые выяснили, что люди часто приукрашивают реально потраченное время. У многих из тех, кто до учета говорил о рабочих 70-75 часах в неделю, в дневнике по факту оказалось не более 55 часов реально потраченного на работу времени. На что было потрачены эти часы? На разговоры с коллегами и прочие не самые продуктивные занятия.
Как эффективно расходовать время? Лора Вандеркам рассказывает о своем методе. Она берет календарь или расчерчивает большой лист на 7 дней и 24 часа. Получится 168 ячеек. Зачеркивает в каждом дне 8 часов сна, получается, минус 56 ячеек. Выделяет на работу 50 часов. Итого остается 62 часа в неделю на другие вещи. Далее автор выделяет по 3 часа на общение и уход за детьми, минус 21 час в неделю и минус 2,5 часа в неделю на спорт. Остается 38,5 часов. Этого времени хватит и на приготовление еды, и на уборку, и на водные процедуры, чтение, прогулки и что ещё угодно вашей душе.
Вот что происходит, если взять неделю жизни за чистую страницу и заполнить только тем, что важно для вас. Главное — определить, что вы хотите сделать за свои 168 часов.
Идея 1. Полезное упражнение, которое заставит вас задуматься
Приступите к такому же проекту и сделайте свою таблицу учета времени. Фиксируйте на что вы тратите ваше время каждые 6 минут. На практике это сложно. Но постарайтесь носить с собой блокнот и записывать, что вы делаете в течение дня на протяжении недели. В конце недели тщательно занесите все данные в таблицу. Когда вы встали? Сколько времени прошло до выхода из дома? Сколько времени тратите на передвижения по городу? Сколько — на электронную почту и телефонные разговоры? Читаете ли на работе новости, которые не относятся к работе? Сколько длятся ваши перерывы? И так далее.
Главный смысл этого упражнения понять, какие первые незначительные изменения вы можете сделать. Например, передвигаясь по городу, вы можете слушать аудиокниги, или сами писать тексты. А еще, скорее всего, для вас будет открытием, сколько времени тратится бесполезно на телевидение, телефонные разговоры и интернет-серфинг.
Смысл этого подсчета не вызвать чувство вины, а показать, что у вас есть время на то, чтобы заниматься любимыми делами, уделять время семье и качественно работать.
Вполне возможно, окажется, что некоторые вещи, на которые вам вечно не хватает времени, вам и не хотелось на самом деле делать. Поэтому вы и оттягивали момент. Будьте честными и признайтесь сами себе — приоритет это для вас или нет. Если нет, постарайтесь переложить это дело на кого-то другого.
Идея 2. Определяем свои ключевые компетенции и приоритеты
Чтобы добиться существенных результатов в жизни, не стоит распыляться на множество вещей, к которым у вас не лежит душа. То, что важно для вас, имеет смысл и удается лучше всего — ваша ключевая компетенция.
Лора Вандеркам советует выполнить упражнение «100 вещей, о которых вы мечтаете». Напишите список из ста вещей, которые бы вы хотели сделать в течение своей жизни. Можно разбить 100 пунктов по более мелким категориям, например, 10 мест, которые хотите посетить, 10 навыков, которым хотите научиться и так далее. Не ограничивайте себя и не думайте, насколько эти желания невозможны. В одном списке могут оказаться и Нобелевская премия, и умение печь торты.
Вернитесь к списку через пару недель и дополните, если возникли новые идеи.
Еще через некоторое время вернитесь к списку и вычеркните то, что успели сделать. Наметьте, что можете выполнить в ближайшем будущем.
Вполне возможно, что вы о чем-то долго мечтали, но когда решили воплотить, оказалось, что этого вам больше не хочется. Попробовав массу вещей, вы узнаете о себе больше и поймете, что у вас хорошо получается. Это открытие может вас очень удивить, поэтому нужно смотреть на желания непредвзято.
Попробовав разные виды деятельности, ответьте на 2 вопроса:
- Какие вещи я делаю лучше всего, в то время, как другие не могут дотянуться до моего уровня?
- На какие вещи я трачу время, в то время как другие могли бы сделать то же самое или даже лучше?
Обычно, человек находит 5-6 своих ключевых компетенций. Как отмечает Лора Вандеркам, максимум от жизни получают те, кто тратит максимум времени на ключевые компетенции и минимум — на всё остальное.
Но большинство людей совершает неприятное открытие, проанализировав свое время, — они тратят много часов на работе на те дела, которые не относятся к их ключевым компетенциям. А дома они уделяют больше времени домашней работе и текущим делам вместо того, чтобы уделить внимание своей семье.
Лора Вандеркам советует изменить непродуктивный подход к своим ключевым компетенциям сначала на работе, а затем и дома. Это нелегко, но в неделе 168 часов и их можно качественно распределить.
Перепишите журнал учета времени по категориям:
- уход за собой (включая сон);
- домашние дела;
- покупка товаров и услуг;
- забота о семье;
- работа;
- досуг (включая телевидение);
- физические упражнения;
- иное (напишите свои категории).
Подсчитайте и запишите, сколько времени вы тратите за день и за неделю на эти категории.
Каждую категорию можно разделить на подкатегории (домашняя работа — уборка, приготовление еды, глажка).
Такое наглядное представление поможет эффективнее расходовать имеющееся в вашем распоряжении время.
Идея 3. Подходящая работа для вас
Люди тратят на работу много времени. Если работа выбрана правильно, человек будет ощущать прилив сил и работать с энтузиазмом. Также у него будет больше энергии и для остальных дел.