Истоки морали . В поисках человеческого у приматов

англ. The Bonobo and the Atheist: In Search of Humanism Among the Primates · 2013
Краткое содержание книги
Читается за 25 минут, оригинал — 10 ч

Если в обществе снижается роль религии, значит ли это, что вместе с религией из нашего общества уходит и мораль? Существует мнение, что лишь религия удерживает человека от возвращения к животными инстинктам? Но действительно ли религия — первоисточник моральной составляющей нашей жизни?

Франс де Вааль отвечает на этот вопрос по-своему, изучая мир животных. Общественные животные, к которым относятся некоторые млекопитающие и птицы, так же как и человек, подчиняются нормам своей социальной группы. Наибольший интерес представляют шимпанзе и бонобо — ближайшие родственники нашего вида. Эксперименты и полевые исследования показали наличие у этих животных эмпатии, необходимой для формирования межличностной морали. Шимпанзе и бонобо живут в иерархических обществах и обладают необходимыми для выживания в таких обществах способностями: осознанием последствий своих действий, самоконтролем, способностью к планированию.

Яркий пример проявления этой способности: в одном из зоопарков жил шимпанзе, который каждое утро готовился к встрече с посетителями, собирая по вольеру камушки.

Необходимость кооперации привела животных к социальным правилам, которые могли стать источником формирования морали. Таким образом, мораль — это не порождение религии или философской мысли, а нечто врожденное, что было заложено в человека природой и что мы можем наблюдать у человекообразных обезьян.

Франс де Вааль не принадлежит к «новым атеистам», яростно критикующим и отвергающим религию, а придерживается, скорее, гуманистической позиции. Признавая вклад религии в нашу цивилизацию, де Вааль выступает за снижение ее роли и за большее использование человеческого потенциала. В то же время он напоминает нам, что грубое отрицание и подмена религиозной догмы другой, идеологический или научной догмой, — лишь повторение пути, которым идет большинство религиозных течений. Пути в никуда, уводящем человечество от раскрытия истинных секретов мироздания.

1. Человекообразные обезьяны

До второй половины XX века эволюционные деревья строились исходя из анатомических сходств и различий, однако открытие структуры ДНК и накопление генетической базы данных упростили задачу — сравнивая геномы, ученые могут определить время расхождения видов. Гоминиды разошлись с человекообразными обезьянами не позднее 5,4 млн лет назад: с гориллами и орангутангами пораньше — больше 7 млн лет назад, а нашими ближайшими родственниками являются шимпанзе и бонобо. Поэтому изучению этих приматов ученые уделяют больше внимания, однако не следует считать, что наши предки выглядели как шимпанзе или бонобо, за последние пару миллионов лет эти виды тоже эволюционировали, хотя и в разной степени — шимпанзе испытали большее эволюционное давление, так как в свое время покинули привычную среду обитания.

Датировки на эволюционном дереве регулярно уточняются — появляются новые находки, секвенируются геномы других видов. На данный момент родословная человекообразных обезьян недостаточно изучена. Актуальные датировки можно найти на здесь.

Существует стереотип, что гоминиды до появления вида Sapiens — грубые глупые существа, однако датировки возникновения некоторых умений — от прямохождения до обработки камня и творчества — постоянно сдвигаются назад. Сложнее зафиксировать у гоминид примеры сострадания, однако известно, например, что неандертальцы заботились о слабых и больных людях. Не в пользу человека и физиологическое сравнение: объем мозга у неандертальцев был больше, а размер префронтальной коры, отвечающей за эмоции, у современного человека достаточно типичный для приматов.

Сам по себе объем мозга не является показателем развития, у слонов мозг большой, а у воронов крошечный, хотя последние умеют, например, считать. Поэтому правильнее говорить об относительном объеме мозга и относительных объемах некоторых его частей. Абсолютный размер префронтальной коры человека больше, чем у других приматов, однако относительный размер находится на том же уровне.

Когда бонобо впервые попали в поле зрение ученых, их посчитали просто карликовой разновидностью шимпанзе, однако различия между этими двумя видами приматов серьезнее, чем размеры особей.

Шимпанзе

Бонобо

Ареал обитания: Западная и Цент-ральная Африка.

Ареал обитания: Демократическая республика Конго, большая часть — в заповеднике.

Более крупные и сильные особи.

Размер особей меньше, однако пропорции задних и передних конечностей ближе к человеческим.

Во главе колонии — самец.

Во главе колонии — самка.

Сексуальных контактов меньше, чем у бонобо, а сексуальные отношения тесно связаны с социальной иерархией.

Сексуальные контакты широко распространены и являются формой социального взаимодействия — секс используется для приветствия, знакомства и примирения.

Более агрессивные, ведут борьбу за доминирующее положение в колонии. Взаимоотношения внутри стаи напоминают политические игры с интригами и противоборствующими партиями (самки тоже участвуют в этой борьбе, поддерживая ту или иную группировку).

Ведут более мирный образ жизни, иногда происходят стычки, но без смертельного исхода. Разрешение конфликтов часто происходит с помощью секса.

Больше склонны к соперничеству.

Больше склонны к кооперации.

В поисках пищи разбиваются на небольшие группы, могут передвигаться по одиночке.

Держатся вместе, дожидаются отставших.

Продолжение — на Smart Reading
Зарегистрируйтесь на Smart Reading и получите доступ к этому и ещё 800 пересказам нонфикшен-книг. Все пересказы озвучены, их можно скачать и слушать фоном. Фрагмент озвучки:
Первые 7 дней доступа — бесплатно.

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:

Аудиокнига

Истоки морали. В поис­ках чело­ве­че­ского у при­ма­тов
Аудиокнига. 10 ч 37 мин. Читает Антон Кобылко.
Бесплатный отрывок:
Купить
549 ₽, ЛитРес
Антон Кобылко
10 ч 37 мин

Электронная книга

Истоки морали. В поис­ках чело­ве­че­ского у при­ма­тов
Я родился в Ден Босе{1} – голландском городе, по названию которого выбрал себе псевдоним Иероним Босх. Это, конечно, не означает, что я глубоко разбираюсь в творчестве художника, но значение имеет то, что вырос в городе, где на рыночной площади красовалась его статуя, и поневоле проникся игрой сюрреалистического воображения мастера и его символизмом, научился видеть его глазами место человека во Вселенной, все больше удаляющейся от Господа...