Если в обществе снижается роль религии, значит ли это, что вместе с религией из нашего общества уходит и мораль? Существует мнение, что лишь религия удерживает человека от возвращения к животными инстинктам? Но действительно ли религия — первоисточник моральной составляющей нашей жизни?
Франс де Вааль отвечает на этот вопрос по-своему, изучая мир животных. Общественные животные, к которым относятся некоторые млекопитающие и птицы, так же как и человек, подчиняются нормам своей социальной группы. Наибольший интерес представляют шимпанзе и бонобо — ближайшие родственники нашего вида. Эксперименты и полевые исследования показали наличие у этих животных эмпатии, необходимой для формирования межличностной морали. Шимпанзе и бонобо живут в иерархических обществах и обладают необходимыми для выживания в таких обществах способностями: осознанием последствий своих действий, самоконтролем, способностью к планированию.
Яркий пример проявления этой способности: в одном из зоопарков жил шимпанзе, который каждое утро готовился к встрече с посетителями, собирая по вольеру камушки.
Необходимость кооперации привела животных к социальным правилам, которые могли стать источником формирования морали. Таким образом, мораль — это не порождение религии или философской мысли, а нечто врожденное, что было заложено в человека природой и что мы можем наблюдать у человекообразных обезьян.
Франс де Вааль не принадлежит к «новым атеистам», яростно критикующим и отвергающим религию, а придерживается, скорее, гуманистической позиции. Признавая вклад религии в нашу цивилизацию, де Вааль выступает за снижение ее роли и за большее использование человеческого потенциала. В то же время он напоминает нам, что грубое отрицание и подмена религиозной догмы другой, идеологический или научной догмой, — лишь повторение пути, которым идет большинство религиозных течений. Пути в никуда, уводящем человечество от раскрытия истинных секретов мироздания.
1. Человекообразные обезьяны
До второй половины XX века эволюционные деревья строились исходя из анатомических сходств и различий, однако открытие структуры ДНК и накопление генетической базы данных упростили задачу — сравнивая геномы, ученые могут определить время расхождения видов. Гоминиды разошлись с человекообразными обезьянами не позднее 5,4 млн лет назад: с гориллами и орангутангами пораньше — больше 7 млн лет назад, а нашими ближайшими родственниками являются шимпанзе и бонобо. Поэтому изучению этих приматов ученые уделяют больше внимания, однако не следует считать, что наши предки выглядели как шимпанзе или бонобо, за последние пару миллионов лет эти виды тоже эволюционировали, хотя и в разной степени — шимпанзе испытали большее эволюционное давление, так как в свое время покинули привычную среду обитания.
Датировки на эволюционном дереве регулярно уточняются — появляются новые находки, секвенируются геномы других видов. На данный момент родословная человекообразных обезьян недостаточно изучена. Актуальные датировки можно найти на здесь.
Существует стереотип, что гоминиды до появления вида Sapiens — грубые глупые существа, однако датировки возникновения некоторых умений — от прямохождения до обработки камня и творчества — постоянно сдвигаются назад. Сложнее зафиксировать у гоминид примеры сострадания, однако известно, например, что неандертальцы заботились о слабых и больных людях. Не в пользу человека и физиологическое сравнение: объем мозга у неандертальцев был больше, а размер префронтальной коры, отвечающей за эмоции, у современного человека достаточно типичный для приматов.
Сам по себе объем мозга не является показателем развития, у слонов мозг большой, а у воронов крошечный, хотя последние умеют, например, считать. Поэтому правильнее говорить об относительном объеме мозга и относительных объемах некоторых его частей. Абсолютный размер префронтальной коры человека больше, чем у других приматов, однако относительный размер находится на том же уровне.
Когда бонобо впервые попали в поле зрение ученых, их посчитали просто карликовой разновидностью шимпанзе, однако различия между этими двумя видами приматов серьезнее, чем размеры особей.
Шимпанзе | Бонобо |
Ареал обитания: Западная и Цент-ральная Африка. | Ареал обитания: Демократическая республика Конго, большая часть — в заповеднике. |
Более крупные и сильные особи. | Размер особей меньше, однако пропорции задних и передних конечностей ближе к человеческим. |
Во главе колонии — самец. | Во главе колонии — самка. |
Сексуальных контактов меньше, чем у бонобо, а сексуальные отношения тесно связаны с социальной иерархией. | Сексуальные контакты широко распространены и являются формой социального взаимодействия — секс используется для приветствия, знакомства и примирения. |
Более агрессивные, ведут борьбу за доминирующее положение в колонии. Взаимоотношения внутри стаи напоминают политические игры с интригами и противоборствующими партиями (самки тоже участвуют в этой борьбе, поддерживая ту или иную группировку). | Ведут более мирный образ жизни, иногда происходят стычки, но без смертельного исхода. Разрешение конфликтов часто происходит с помощью секса. |
Больше склонны к соперничеству. | Больше склонны к кооперации. |
В поисках пищи разбиваются на небольшие группы, могут передвигаться по одиночке. | Держатся вместе, дожидаются отставших. |
Первые 7 дней доступа — бесплатно.