О том, почему некоторые места становились «очагами гениальности», и о том, почему гений неотделим от своей среды.
Что мы понимаем под словом «гений»?
В массовом сознании гений — это наделенный уникальными интеллектуальными или творческими способностями одиночка, который меняет мир и зачастую действует вопреки обстоятельствам. Но автор книги, журналист и писатель Эрик Вайнер, считает, что это ошибочное мнение. Он пришел к выводу, что гений — понятие общественное и оно неразрывно связано с местами, где гений живет и творит. И в определённых местах в определённое время возникало особенно много гениев.
Эрик Вайнер посетил несколько таких «очагов гениальности» — Афины, Эдинбург, Калькутту, Ханчжоу, Вену, Флоренцию и Кремниевую долину. Эти места непохожи друг на друга, и в то же время у них есть много общего. История каждого из этих мест может многое рассказать нам о природе гениальности, о том, почему гений, подобно цветку лотоса, зачастую расцветает в грязи и хаосе, но чахнет в тепличных условиях.
Идея 1. Гениальность — не наследственная черта, это не врожденное качество. Но гениальность — это и не просто совершенное мастерство, приобретенное с помощью практики
В XIX веке жил известный ученый-энциклопедист и родственник Чарльза Дарвина Фрэнсис Гальтон, который обладал удивительно высоким коэффициентом интеллекта (более 200). В 1869 году он издал книгу «Наследственность таланта», в которой на основе анализа родословных выдающихся людей выдвинул теорию о том, что их успех объясняется наследственностью. С этой точки зрения Гальтон объяснял, почему в определенных семьях много одаренных детей, почему процветают общества, где много эмигрантов и беженцев, и почему процветающие некогда страны приходят в упадок. Несмотря на большую популярность книги, современная наука не подтверждает основное положение Гальтона. Роль наследственности в гениальности незначительна, и не существует какого-то особенного гена гениальности.
Наследственными причинами объяснял гениальность и Льюис Терман, профессор психологии Стэнфордского университета и создатель знаменитого теста на измерение IQ. Он считал, что педагогам необходимо выявлять одаренных детей и давать им правильное воспитание. В 1921 году он отобрал около тысячи детей с очень высоким коэффициентом интеллекта (выше 140) и начал масштабное исследования, наблюдая за их жизнью и успехами в течение долгого времени.
Многие подопечные Термана добились неплохих успехов, в том числе и в науке, но никто из них не стал гением или кем-то особенно известным. Забавно, что в своей время Льюис Терман не включил в свою выборку Луиса Альвареса и Уильяма Шокли, будущих Нобелевских лауреатов, по причине того, что их IQ был ниже 140.
Эрик Вайнер пришел к выводу, что вундеркинды — тоже миф. Ранние произведения Моцарта можно назвать искусными, но они были лишены подлинной творческой оригинальности. Некоторые дети могут очень хорошо играть на музыкальных инструментах или демонстрировать особенные способности в другой сфере, но они не создают ничего принципиально нового. Автор ссылается на исследование 25 великих пианистов. Выяснилось, что они с детства пользовались мощной родительской поддержкой, но настоящая незаурядность проявила себя намного позже. Гениями не рождаются — чтобы человек стал гением, требуется время. Но миф о вундеркиндах живуч, потому что позволяет людям многого от себя не требовать, оправдывая это отсутствием врождённых способностей.
Но значит ли это, что гениальность — приобретенное качество? Известно, что выдающихся мастеров своего дела отличает от посредственных то, что они посвящают практике гораздо больше времени. В своей книге «Гении и аутсайдеры» Малкольм Гладуэлл популяризировал правило 10 000 часов, которое гласит, что для того, чтобы стать профессионалом в какой-то области, нужно 10 000 часов практики.
Но означает ли это, что любой человек может наработать определенное количество часов и стать гением? Без труда, конечно, ничего не добиться, но это не единственное, что нужно.
Эрик Вайнер обратился к профессору психологии Калифорнийского университета Киту Симонтону, который занимается исследованием феномена гениальности. Симонтон изучал разные эпохи и отметил, что очень много гениев появлялось в определенных местах в очень короткий промежуток времени. Такие «очаги гениальности» означали, что гениальность, вопреки распространенному представлению, — не просто какое-то внутреннее качество, это в огромной степени еще и культурное явление. Гений расцветал там, где культурная среда этому способствовала. Гений — неотъемлемая часть общества, места, в котором он живет и работает. А значит, в этих местах были нужные для расцвета гения условия, стимулирующие его развитие.
Но существуют ли какие-то закономерности, которые делали эти места особенными?
Идея 2. В разные эпохи и в разных местах и гении были разными. Общее — в том, что гении соответствовали своей культуре, которая стимулировала их развитие
«Мы получаем тех гениев, которых заслуживаем» — несколько раз повторяет Эрик Вайнер на страницах своей книги. Исследования привели его к убеждению в том, что гений — это общественное явление, он плоть от плоти культуры и общества, к которым принадлежит. В Древних Афинах не ценились изобретатели, поэтому до нас не дошли их имена. А современный человек возвеличивает Стива Джобса, но мало кто знает о современных гениальных сочинителях оркестровой музыки. В Китае еще до Гутенберга изобрели механический печатный станок, но новшество не прижилось, и следов от него не осталось. Если инновация не принимается обществом и не находит резонанса, то её нельзя назвать инновацией в полном смысле слова. В 1620 году голландский изобретатель Корнелиус Дреббель закончил работу над подводной лодкой, в которую помещалось 12 человек. Она была успешно испытана, но её сочли лишь бесполезной забавой.
У каждой эпохи свои гении.
В Древних Афинах искусство было вплетено в повседневную жизнь. Они не разделяли творчество и другие занятия. Для греков были характерны всепоглощающие поиски совершенства, что отразилось в их скульптурах, любовь к языку, которую прививали с детства.
Как отмечает автор, влияние достижений Древней Греции на современный мир настолько велико, что можно сказать, что «все мы немножко греки».