О том, как связаны между собой наша склонность к вооруженным конфликтам и удивительная способность к кооперации.
Люди прекрасно умеют сотрудничать, лучше, чем любой другой вид. По мнению автора книги, Петра Турчина, это довольно странно, потому что эволюция не закладывала в нас активное сотрудничество, во всяком случае, оно не должно было развиться так быстро. Автор исследует причины этого явления, пытаясь понять, как люди могут сотрудничать в группах с огромным количеством человек. Это важно для того, чтобы улучшить способность к сотрудничеству в будущем.
Способность сотрудничать в очень больших группах незнакомцев Турчин называет ультрасоциальностью. Это могут быть группы жителей одного городка, целая нация или несколько стран. Такие примеры широко известны. К ним относятся МКС, ЦЕРН (международная организация, управляющая большим адронным коллайдером), ООН и другие.
В своей книге автор рассказывает историю развития сотрудничества с момента, когда собиратели и первые фермеры постепенно превращались в огромные ультрасообщества и современные национальные государства. Но этот путь не был прямым. Сначала наши человекообразные предки избавились от власти альфа-самцов. Затем стали развиваться общества с лидерами, которые не приказывали, а убеждали и подавали личный пример. Такое общественное устройство продлилось сотни тысяч лет, но примерно 10 тысяч лет назад эгалитарное общество постепенно исчезло, а альфа-самцы возродились в образе царей, которым приписывали божественное происхождение. Эти цари угнетали своих подданных, приносили их в жертву богам, строили дворцы, собирали налоги в казну и имели огромные гаремы из самых красивых женщин.
Однако вскоре исчезла и власть царей — живых богов. Люди отказались от жертвоприношений, рабства, дворянских привилегий, обожествления правителей. Пока еще мы не достигли эгалитарности охотников-собирателей, но все же современное общество намного более справедливое и безопасное, чем во времена царей-богов. Автор считает, что такая смена общественного устройства появилась из-за конкуренции и конфликтов. В свое время из-за конфликта исчезли эгалитарные человеческие группы, слившись в огромные национальные государства. Их создала война, но она же их разрушила, после чего возникли лучшие, более гуманные общества. Турчин называет войну силой разрушительного созидания. Войны — важнейшая часть истории человечества, и мы не можем закрывать на это глаза. В результате войн не только гибли люди, приходили в упадок цивилизации и завоевывались территории, войны сыграли важную роль в усложнении общества и развитии сотрудничества. Это уже привело к снижению уровня насилия, поэтому у нас есть надежда на более справедливое общество, в котором будет меньше конфликтов.
Идея 1. Война приносит разрушения и страдания, но у нее не только разрушительные последствия
Принято считать, что в прекрасный идиллический мир племен коренных американцев вторглись европейцы и разрушили его, творя убийства и массовые зверства. Но и сами индейцы Америки вели беспощадные войны. Мужчин убивали в бою, они попадали в засады, гибли на охоте. Женщинам было небезопасно заниматься собирательством: они могли попасть в плен или в лапы к диким зверям. Если одно племя захватывало другое, то побежденных мужчин пытали, прежде чем убить, а женщин и детей забирали победители. До появления государств с их правительствами и бюрократией человеческие сообщества выживали в опасных условиях, под постоянной угрозой гибели от рук врага или дикого зверя.
Люди в небольших племенных обществах вели куда более опасную и жестокую жизнь еще до прибытия европейских поселенцев. Об этом свидетельствуют археологические находки. Изобретение лука со стрелами сделало войны более интенсивными. Представление Руссо о мирном дикаре, как показали современные исследования, оказалось не более чем мифом. Америка знала войны и до появления европейцев. Судебный антрополог Джеймс Чаттерс не так давно исследовал полные скелеты людей, живших в Америке более 9 тысяч лет назад. У 60 процентов мужских скелетов и 20 процентов женских были или проломленные черепа, или проникающие ранения, или и то, и другое. Эти люди жили до появления сельского хозяйства, то есть занимались охотой и собирательством.
О том же свидетельствуют раскопки с кладбища Джебель-Сахаба недалеко от египетско-суданской границы. Захоронениям более 13 тысяч лет, все эти люди умерли до появления сельского хозяйства. 40 процентов мужчин, женщин и детей были убиты стрелами. Они погибли не в один день в результате резни, а от войн, которые велись постоянно, многие годы. Чем совершеннее методы судебной антропологии, тем больше убедительных доказательств доисторических войн.
В 1960-х годах антропологи, изучавшие общества охотников-собирателей, писали о том, насколько мирными были бушмены Калахари или инуиты Канады. Однако последующие исследования показали, что уровень убийств среди бушменов был вчетверо выше, чем в США, а у инуитов — в 10 раз.
Насилие в первобытных обществах было правилом, а не исключением. Некоторыми антропологами высказывалось предположение, что насильственные смерти были вызваны конфликтами внутри групп. Такое тоже могло быть: конфликты могли вспыхнуть из-за скудных ресурсов, ревности, неверности, обиды и тому подобного. Но самая страшная угроза исходила от незнакомых племен, и стычки одних групп с другими были постоянными.
Современный человек не беспокоится о том, что его могут убить на улице из ружья и тем более из лука, чтобы затем съесть его. Доля современных американцев, убитых в военных конфликтах, в результате преступлений в и бытовых конфликтах, намного ниже, чем среди коренных американцев до появления европейцев. В Европе эта доля еще ниже: так, вероятность насильственной смерти в Дании составляет один случай на тысячу.
Турчин считает, что в контексте эволюции можно изучать не только человека, но и человеческое общество, при помощи изучения различных культур. Сам он применяет культурно-эволюционный анализ для изучения сотрудничества и войны, которые сыграли важнейшую роль при переходе небольших сообществ к крупным.