Люди врут детям, родителям и коллегам. Люди врут врачам. И, конечно, они врут интервьюерам. Почему они это делают? Чаще всего не ради выгоды: им просто важно произвести хорошее впечатление.
Представьте, что у вас есть волшебный ключ от шкафа с самыми страшными «скелетами», которые принято прятать даже от самых близких людей. Этот ключ называется Big Data. Времена недостоверных опросов и фокус-групп подошли к концу — использование Big Data позволяет узнать всю правду о тайных страхах и желаниях ваших родных, друзей и клиентов.
В новом тысячелетии мы можем анализировать огромные объемы оффлайн- и онлайн-информации. Изучая тиражи, посещаемость сайтов, число лайков, переходы по ссылкам и историю поисковых запросов, мы первый раз в истории человечества приближаемся к пониманию истинной природы людей.
Прочитав книгу, вы узнаете о совершенно новом подходе к изучению поведенческих паттернов и глубинной мотивации, научитесь видеть виртуальный мир, как опытный детектив, и сможете применить полученные знания и в личной, и в профессиональной жизни.
1. Почему люди обманывают?
В 1950 году в Денвере сравнили результаты опросов с реальной статистикой. Исследователи не поверили своим глазам, когда увидели результаты. 67 % респондентов заявили, что пожертвовали деньги во время недавнего сбора средств для общественного фонда, тогда как в реальности лишь 33 % сделали это.
Важно помнить, что у людей нет реальной мотивации говорить вам или интервьюеру правду. Нет никакой выгоды в том, чтобы признаться в злоупотреблении алкоголем или интересе к расистским шуткам. Однако у вас выше вероятность получить честные ответы, если опрос проводится по телефону или в формате компьютерного тестирования.
Вид опроса | Уровень честности респондентов |
Групповое интервью | 1 |
Личное интервью | 2 |
Телефонное интервью | 3 |
Анонимный интернет-опрос | 4 |
Социально одобряемые ответы | Реальность | Факт |
Мы не одобряем производство одежды на «потогонных» фабриках с ненормированным рабочим днем. | Мы хотим покупать недорогие вещи, которые хорошо выглядят. | Капитализация Nike — $89 млн. |
Мы против расизма. | Мы убеждены, что многие наши проблемы связаны с иммигрантами. | Дональд Трамп — президент США. |
Нам неинтересна тема BDSM (эротические практики и ролевые игры с садо-мазохистским подтекстом). | Мы читаем роман о бизнесмене-садисте и влюбленной в него выпускнице колледжа. | Трилогия «50 оттенков серого» продана в количестве более 125 млн экземпляров, а экранизация первой части трилогии собрала в мировом прокате $569 млн. |
Нам неинтересна чужая жизнь. | Нам любопытно подсматривать за жизнью друзей и родственников. | Капитализация Facebook превысила $500 млрд. |
2. Как Big Data помогает узнать настоящие страхи и желания людей?
До недавнего времени у нас было мало шансов познакомиться с истинной природой человека. Однако все изменилось с появлением анонимных поисковых систем — таких как Google. Google — это главный ключ от «шкафа со скелетами». С ним вы готовы делиться тем, что никогда не стали бы обсуждать с родственниками, близкими друзьями и иногда даже врачом. У вас нет причин скрывать что-то от поисковой системы, зато есть огромная мотивация наконец-то узнать ответ на мучающий вопрос. И даже если вы очищаете историю поиска, все данные сохраняются в анонимном, обезличенном виде — и доступны для изучения и анализа.
Американцы чаще ищут «порно», чем информацию о погоде, однако согласно данным опросов лишь 25 % мужчин и 8 % женщин признаются в просмотре порнографических видеороликов.
Вы сами можете составить общее впечатление о том, что ищут люди в поисковой системе. Несмотря на то, что некоторые слова исключены из поиска и никогда не будут вам предложены, вы все равно можете узнать, что по-настоящему беспокоит других людей. Например, напечатав в поисковой строке начало фразы «я ненавижу...», вы увидите популярные варианты продолжения «...людей», «...себя», «...человечество», «...свою мать», «...мужа». Вы обнаружите, что люди делятся с Google и более страшными мыслями, например, желанием убить собаку, мужа, сестру или ребенка.
Статистика поисковых запросов открывает нам правду и о самооценке людей. Каждый год в США 300 тыс. женщин делают пластическую операцию по увеличению груди. Однако реальный интерес к этой теме гораздо выше: ежегодно регистрируется более 7 млн запросов о грудных имплантах! Статистика запросов релевантно отображает и все веяния моды: начиная с 2010 года растет число тех, кто ищет не грудные, а ягодичные импланты. На сегодняшний день на каждые 5 запросов о грудных имплантах в США приходится 1 запрос о ягодичных имплантах.
В США в 2004 году увеличением объема ягодиц интересовались лишь там, где высока концентрация темнокожего населения. Но с 2010 года Google зарегистрировал резкий всплеск интереса к этой теме по всей стране. И этот интерес нарастал лавинообразно: в 2014 году число запросов информации о том, как увеличить объем ягодиц, превысил число запросов о том, как его уменьшить!
Первые 7 дней доступа — бесплатно.