О сложном влиянии сенсорных стимулов и о том, как ими манипулируют, «взламывая» наши чувства.
Мы изучаем мир с помощью зрения, слуха, вкуса, обоняния и тактильного опыта. Взаимодействие этих чувств между собой расширяет наши возможности познания мира. В настоящее время практически все наши реакции на внешние раздражители (сенсорные стимулы) хорошо изучены и активно используются компаниями при разработке дизайна товаров, а также при создании маркетинговых стратегий для их продвижения.
В своей книге Чарльз Спенс пишет о том, как производители воздействуют на нас, вызывая подсознательное желание приобрести их товары, а также о том, как сознательно использовать силу воздействия на чувства, чтобы быть спокойнее и энергичнее, стать более продуктивным, лучше выглядеть и быть более привлекательным для противоположного пола. Понимая свои чувства и управляя ими, мы способны получить от жизни больше. Сенсорный хакинг — искусство понимать, использовать и стимулировать наши чувства для улучшения физического и эмоционального состояния.
Идея 1. Зрение, слух, обоняние, осязание и вкус — важные эволюционные механизмы, которые управляют нашим поведением
В течение всей жизни мы действуем, опираясь на информацию от органов чувств. Наше восприятие контролируется миллионами нейронов, которые обрабатывают сигналы зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса.
Зрение позволяет нам реагировать на свет, оценивать цвета, размер и формы объектов, а также расстояние между ними. Изменения естественного природного освещения регулируют наши биологические ритмы. В целом, чем ярче свет, тем бодрее мы себя чувствуем. Яркий голубой утренний свет — один из самых сильных сигналов, который сообщает мозгу, что пора проснуться.
Размер объектов влияет на психологическое состояние человека. Люди чувствуют себя комфортнее в открытых помещениях с большим количеством света, чем в квартирах и офисах (сказываются сотни тысяч лет проживания в лесах и саваннах). Открытые пространства давали древнему человеку больше возможностей покинуть их в случае опасности. Сейчас мы также предпочитаем открытые природные ландшафты и открытую городскую среду. Наше подсознание воспринимает их как более безопасные. По мнению автора, по этой же причине мы заполняем дом растениями в горшках, подсознательно мы воспринимаем растения как укрытия, поскольку в густой зелени легко прятаться.
Высота потолка влияет на наш образ мыслей. Помещения с высокими потолками ощущаются нами как более комфортные и способствуют свободному и творческому стилю мышления. Чем ниже потолки, тем ограниченнее мыслят люди, они теряют масштабное видение и сосредотачиваются на отдельных вещах или явлениях.
Нам приятны плавные очертания. Округлые формы действуют расслабляюще, создают ощущение принадлежности к группе, в то время как углы, наоборот, подавляют внутреннее стремление к игре и общению и вызывают подсознательное желание обособиться. Люди за овальным или круглым столом больше склонны прислушиваться друг к другу, чем люди за столом с углами.
Цвет воздействует на наши эмоции, ощущение вкуса и удовольствие, которое мы получаем от еды. С помощью зрения мы неосознанно определяем уровень насыщенности кислородом кожи других людей. Розовый оттенок говорит о позитивном эмоциональном состоянии и действует на нас успокаивающе, поэтому розовые стены в изоляторах уменьшают уровень стресса и агрессии среди заключенных. Кожа более красного оттенка, наоборот, заставляет нас насторожиться. Такой оттенок кожи характерен для мужчин, поскольку зависит от уровня тестостерона. В дикой природе альфа-самцы в целом «краснее» остальных самцов в стае. Наш мозг связывает красный цвет с доминированием, возбуждением и агрессией. Для современного мужчины использование красного цвета в одежде — довольно простой способ заявить конкурентам о своем превосходстве (не зря Супермен носит красные трусы поверх одежды). Черный цвет наш мозг связывает с агрессией. Спортивные команды в форме черного цвета играют агрессивнее, чем команды в форме любого другого цвета, включая красный.
Цветовая гамма помещения воздействует на человека примерно так же, как фоновая музыка, создавая определенное настроение. Потолки и стены в светлых тонах делают помещения визуально больше и выше. Белый цвет создает эффект чистоты, но люди не очень комфортно себя чувствуют в нейтрально-белых интерьерах, поскольку для природы не свойственна однотонность. Студенты лучше усваивают материал, если учебные помещения выдержаны в мягких голубых оттенках. Голубой цвет также способствует созданию доверительной атмосферы между людьми. А вот насыщенный синий цвет подавляет аппетит. Зеленый цвет успокаивает и снижает зрительное утомление, поэтому стены, занавески и халаты докторов в больницах часто бывают зеленого цвета. Цвет стен и освещения также влияет на ощущение температуры окружающей среды. Нам кажется, что помещения в теплых оттенках теплее, чем они есть на самом деле.
Осязание помогает нам оценить температуру окружающей среды, вес объектов и некоторые их характеристики, такие как текстура или материал. В природе практически нет идеально гладких однотонных поверхностей, восприятие текстур и материалов для нас тесно связано с эмоциями. Нет ничего более угнетающего, чем маленькие однотонные пустые помещения с гладкими стенами и полом.
Температура окружающей среды — важный фактор благополучия, причем у мужчин и женщин наблюдается разница в восприятии теплового комфорта. Женщинам требуются более теплые помещения, чем мужчинам. С возрастом, обмен веществ замедляется, и в старости теплые помещения нужны и тем, и другим. Температура в доме влияет на качество сна. Комфортная температура для сна для людей находится в диапазоне 16–24°C, что соответствует климату Эфиопского нагорья, где предки людей обитали в течение 5 миллионов лет. Если температура выше или ниже этого диапазона, качество сна (и жизни в целом) становится значительно хуже.