А ты записался в суперученики?
Скотт Янг поехал во Францию по студенческому обмену на год и был уверен, что через несколько месяцев будет свободно общаться на французском. Однако надежды разбились о реальность, в которой новообретенные друзья-студенты из Франции и других стран разговаривали между собой на английском.
В быту Скотт мог обходиться несколькими расхожими фразами. «Неужели французский настолько сложен и я никогда на нем не заговорю?» — волновался Скотт. Оказалось, что нет. Просто Скотт неправильно изучал язык. Об этом ему поведал Бенни Льюис, тот самый, который написал книгу «Свободно говорить на иностранном языке за 3 месяца» и овладел множеством языков за короткий срок. К моменту встречи со Скоттом Бенни провел во Франции всего пару месяцев и уже свободно общался на французском, хотя прежде его не учил. Скотт последовал советам Бенни и совсем скоро смог бегло разговаривать на французском.
После встречи с Бенни Скотт стал интересоваться историями суперучеников — людей, которые учились во много раз быстрее, чем «простые смертные».
Программист Эрик Барон в одиночку создал популярную компьютерную игру Stardew Valley. За пять лет он с нуля освоил несколько специальностей: композитора, дизайнера, художника, сценариста, программиста компьютерных игр.
Блогер Tamu с Chinese-forums.com поставил перед собой цель — выучить китайский с нуля и сдать экзамен HSK-5 (соответствует уровню C1 в общеевропейской компетенции владения иностранным языком). Он тратил на изучение китайского 70–80 часов в месяц в течение четырех месяцев и успешно сдал экзамен.
Мэри Сомервилль родилась в бедной шотландской семье в XVIII веке, когда образование считалось самым неподходящим для женщины. В школу она ходила недолго, а о продолжении образования не было и речи. Мэри еще повезло, что родители не запрещали ей читать. Мэри выкраивала время на самообучение. Она выучила несколько языков, умела рисовать и играть на пианино, получала премии за открытия в области математики и стала первой женщиной, избранной в Королевское астрономическое общество.
Примеры сотен суперучеников по всему миру вдохновили Скотта Янга на собственный проект по суперобучению — проект «Вызов MTI», в ходе которого он освоил программу бакалавриата в области компьютерных наук всего за год вместо четырех. При этом он ни разу в жизни не был не только в Массачусетском технологическом институте (MTI), диплом которого в итоге получил, но и в штате Массачусетс. Он изучил все дисциплины самостоятельно, сдал экзамены и понял, что учиться не скучно, — во время очного обучения в университете он спал на лекциях!
Окрыленные первым успехом, Скотт с другом запустили проект «год без английского» и отправились в путешествие по миру. Они жили в Испании, Бразилии и Южной Корее и учили местные языки. Не всегда обучение шло гладко, но, ошибаясь, друзья накапливали опыт для будущих проектов.
Вернувшись из путешествия, Скотт решил написать книгу, в которой обобщил принципы суперобучения и идеи по организации эффективных обучающих проектов. Теперь не нужно ждать лучших времен, чтобы чему-то научиться или освоить новую профессию. Читайте саммари «Суперобучение. Система освоения любых навыков — от изучения языков до построения карьеры» и начинайте свой первый проект!
Принципы суперобучения
Суперобучение трудно свести к пошаговым инструкциям, потому что каждый проект уникален, как и способы, необходимые для его реализации. Если бы суперобучение можно было стандартизировать, оно мало чем отличалось бы от традиционного образования. В основе проектов суперобучения, вне зависимости от предметной области, продолжительности и интенсивности, лежат девять универсальных принципов. Каждый из них воплощает определенный аспект успешного самостоятельного обучения.
Принцип 1. Метаобучение
Метаобучение (мета — греч. «сверх») означает «учение об обучении».
В китайском языке слишком много иероглифов, выучить все невозможно, однако если знать простые иероглифы, то можно понять, что зашифровано в сложных. Например, иероглиф «кухонная плита» состоит из двух изображений, одно из которых означает «огонь». Это распространенный иероглиф. Такое изучение китайских иероглифов — пример метаобучения, когда исследуется не сам объект, а его составляющие.
Исследование предмета или навыка, которым мы хотим овладеть, — неотъемлемая часть суперобучения, потому что оно предполагает глубокое погружение, а не автоматическую зубрежку.
На подготовительное исследование стоит отвести около 10% от общего ожидаемого времени обучения. Собираясь потратить шесть месяцев на суперобучение, во время которого мы будем заниматься по четыре часа в неделю (около 100 часов за весь период), мы должны потратить на предварительную подготовку примерно 10 часов.
Для детального исследования обучения в рамках конкретного проекта нам нужно ответить на три вопроса, подробно записав ответы (можно составить майнд-карту).
Первые 7 дней доступа — бесплатно.