Пятая дисциплина . Искусство и практика обучающейся организации

англ. Peter Senge. The Fifth Discipline: The Art and Practice of the Learning Organization · 1990
Краткое содержание книги
Читается за 30 минут, оригинал — 16 ч

Книга «Пятая дисциплина. Искусство и практика самообучающейся организации» впервые была издана в 1990 г., однако идеи Питера Сенге все еще можно назвать инновационными. Несмотря на то что мир вокруг нас стремительно меняется, большинство руководителей практикуют традиционные методы управления. Однако сегодня побеждает организация, которая учится быстрее конкурентов.

Когда-то в каждой отрасли был один лидер (IBM, Xerox, Procter & Gamble), но сейчас в одной сфере могут преуспевать десятки организаций. Кроме того, массовый материальный достаток изменил отношение людей к труду: от «инструментального», когда только изнурительная работа спасала от голодной смерти, к более возвышенному пониманию внутренней ценности работы. Люди хотят созидать, активно участвовать в процессе и гордиться результатами своего труда.

Автор полагает, что в наше время успешной может быть только организация, в которой сотрудники преданы делу, готовы высказывать свое мнение и принимать решения и внутри которой постоянно идут процессы обучения и обновления.

В книге подробно описаны элементы, необходимые для создания обучающейся организации. Особое внимание уделяется системному подходу, или пятому элементу, который автор считает основным. Лишь расставшись с иллюзией о том, что мир состоит из отдельных, независимых частей, мы получаем возможность построить обучающуюся организацию, в которой люди постоянно расширяют свои способности создавать то, чего они действительно хотят, где возникают новые, активные способы мышления, где возможна свобода выбора и высказываний.

Элементы обучающейся организации

Для создания организаций, способных учиться и постоянно расширять свои возможности, жизненно важны пять элементов, которые усиливают и дополняют друг друга, как это и бывает в каждом настоящем ансамбле:

— совершенствование личности;
— интеллектуальные модели;
— формирование общего видения;
— групповое обучение;
— системное мышление.

Совершенствование личности

Совершенствование личности — это совокупность процессов и умений, способствующих росту личности и обучению. Жизнь должна быть наполнена творчеством, а не реакцией на события.

Когда совершенствование личности превращается в дисциплину, т. е. в деятельность, интегрированную с нашей жизнью, мы начинаем понимать:

— Что для нас на самом деле имеет значение. Часто мы тратим так много времени и энергии на решение проблем, возникающих на нашем пути, что забываем, ради чего этот путь проделываем. В результате мы лишь смутно, а порой и неверно представляем себе, что для нас важно.

— Что происходит вокруг. Каждому приходилось встречать людей, которые завязли в бесплодных и вредных отношениях, но убеждены, что с ними все в порядке.

Сопоставление видения (чего мы хотим) и ясного представления о действительности (где мы находимся относительно нашей цели) создает творческое напряжение. Овладение творческим напряжением изменяет отношение к неудачам. Неудача дает шанс чему-то научиться — более точно воспринимать действительность, совершенствовать стратегию, делать более ясными свои идеи и намерения.

Эд Ленд, основатель и многолетний президент Polaroid, повесил в кабинете лозунг: «Ошибка — это событие, из которого вы еще не извлекли выгоду!»

Путь личного совершенствования предполагает развитие особого мастерства в отношениях с вещами и людьми и обретение определенных личностных качеств:

— чувства направленности, на основе которого формируются видение и цели;
— умения принимать изменения и работать с силами, их порождающими, а не бороться с непостоянством жизни;
— духа исследования, желания как можно точнее и глубже воспринимать мир;
— стремления к непрерывному обучению. Нет ничего, чем можно было бы овладеть в совершенстве. Обучение — это процесс, охватывающий всю жизнь;
— уверенности в себе и своих силах.

Интеллектуальные модели

Многие новые идеи никогда не доходят до практики потому, что они вступают в конфликт с глубоко укорененными представлениями о мире, а это значит, что именно такие представления не выпускают нас за пределы привычных способов мыслить и действовать.

«Новое платье короля» — это классический рассказ не о людской глупости, а об интеллектуальных моделях, застилающих глаза людей. Только представление о королевском достоинстве мешает им видеть, что король голый.

Интеллектуальные модели могут представлять собой простые обобщения («никому нельзя верить») либо быть сложными теориями («почему моя семья такая странная»). Интеллектуальные модели формируют наши действия: если человек думает, что никому верить нельзя, он будет вести себя иначе, чем тот, кто считает, что людям можно доверять.

Если отец полагает, что сыну не хватает уверенности в себе, а дочь слишком агрессивна, он будет вмешиваться в их отношения, защищая сына.

Интеллектуальные модели определяют, что именно мы видим. Два человека смотрят на одно и то же, но описывают его по-разному.

Взаимосвязь между интеллектуальными моделями и нашим восприятием важна и в сфере управления.

Большая детройтская тройка десятилетиями была уверена, что главное в автомобилях — это стиль и отделка, а не качество и надежность. Долгие годы потребители считали так же. Однако по мере того, как производители из Германии и Японии внедряли в Америке мысль, что стиль и качество совместимы, предпочтения американцев менялись, и к 1986 г. доля американских автомобилей снизилась до 62% и продолжает уменьшаться.

Проблемы возникают, когда интеллектуальные модели существуют в скрытом варианте. Детройтские фирмы не говорили: «В соответствии с нашей интеллектуальной моделью люди заботятся только о стиле». Они говорили: «Люди думают только о стиле».

В будущем добьются успеха организации, которые найдут способы развития новых интеллектуальных моделей, пригодных для действия в любых вероятных ситуациях.

Инфографика для книги «Пятая дисциплина»
Продолжение — на Smart Reading
Зарегистрируйтесь на Smart Reading и получите доступ к этому и ещё 800 пересказам нонфикшен-книг. Для многих книг есть инфографика. Все пересказы озвучены, их можно скачать и слушать фоном. Фрагмент озвучки:
Первые 7 дней доступа — бесплатно.

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:

Электронная книга

Пятая дис­ци­плина. Искус­ство и прак­тика обу­ча­ю­щейся орга­ни­за­ции
Весной 1990 года, когда работа над рукописью первого издания шла к завершению, мой редактор из издательства Doubleday поинтересовался, чей отзыв я хотел бы видеть на обложке. Так как это была моя первая книга, вопрос застал меня врасплох. Поразмыслив, я понял, что единственный человек, отзыв которого я действительно хотел бы получить, – это д-р У. Эдвардс Деминг, ученый с мировым именем, совершивший революцию в управлении качеством...