Как научиться оптимизму . Измените взгляд на мир и свою жизнь

англ. Martin Seligman. Как научиться оптимизму. Измените взгляд на мир и свою жизнь · 1990
Краткое содержание книги
Читается за 25 минут, оригинал — 12 ч

Очень кратко: О том, как у человека формируется пессимистичное отношение к жизни и какие преимущества получают люди, мыслящие оптимистично.

Мартин Селигман — один из самых цитируемых современных психологов и основоположник позитивной психологии (не стоит путать ее с позитивным мышлением). В начале своей карьеры Селигман задался вопросом, почему в центре внимания психологии всегда оказываются негативные эмоции, психические расстройства и болезни. В качестве противовеса такому однобокому подходу он создал новое направление — позитивную психологию, основной упор в которой делается на те особенности поведения и характера людей, которые помогают им чувствовать себя счастливыми, психически здоровыми и удовлетворенными жизнью.

В своей книге Селигман рассказывает о двух вариантах отношения к жизни — пессимистичном и оптимистичном и о том, почему разные люди выбирают разные установки и по-разному смотрят на одни и те же ситуации. Пессимисты убеждены, что их преследуют неудачи. Во всех бедах они винят себя и чаще впадают в депрессию. Оптимисты спокойно относятся к неудачам, поскольку считают, что они носят временный характер. Сложную ситуацию они воспринимают как испытание. Оптимизм дает существенные преимущества — оптимисты чаще добиваются успеха, у них лучше здоровье. Тем не менее, как показывают исследования, очень многие люди склонны к пессимизму. По мнению автора, это происходит не потому, что они такие от природы, а потому что они буквально «научились» пессимизму. Но человек может «научиться» и оптимизму с помощью сознательных усилий и приобретения новых навыков.

О том, как это сделать, у автора есть несколько важных идей.

Идея 1. В основе пессимизма лежит выученная беспомощность

Мартин Селигман известен не только как создатель позитивной психологии, но и как автор нашумевших экспериментов, в ходе которых был открыт феномен «выученной беспомощности». В середине 1960-х гг. автор участвовал в серии экспериментов над собаками в лаборатории Пенсильванского университета. Собак разделили на три группы, каждую группу помещали в клетку и пускали ток. Первая группа собак имела возможность избежать воздействия током: собак обучили нажимать носом на кнопку и отключать напряжение. Устройство, подающее ток второй группе собак, было связано с устройством первой группы. То есть собаки из второй группы не могли повлиять на подачу тока, и его действие прекращалось только тогда, когда собаки первой группы отключали его. Третьей группе собак вообще не подключали ток.

После того как собаки получили несколько пробных ударов током, их поместили в боксы, из которых можно было выбраться, перепрыгнув через перегородку. Собаки, которых обучили отключать ток, через несколько секунд обнаружили, что могут перепрыгнуть и сбежать. Собаки, которым ток не подавали, тоже нашли выход за несколько секунд. Но удивительным был результат второй группы. Собаки из нее даже не пыталась сбежать, поскольку усвоили, что от них ничего не зависит. Собаки лежали на полу камеры, по которому периодически подавался ток, и так и не поняли, что боли можно было избежать, перепрыгнув через барьер. Исследователи обнаружили то, что Селигман впоследствии назовет состоянием выученной или приобретенной беспомощности, при котором человек или животное не предпринимает попыток к улучшению своего положения, несмотря на то что имеет возможности для этого. Эксперименты не согласовывались с господствовавшей в то время теорией бихевиоризма, согласно которой люди и животные лишь рефлекторно реагируют на стимулы.

Вскоре аналогичный опыт провели с людьми. Одни имели возможность выключить громкий звук, другие не имели, третьим звук не включали. Затем их поместили в комнату, из которой необходимо было выйти. Первая и третья группы нашли выход. Большинство участников второй группы решили, что от них ничего не зависит, и даже не пытались найти выход. Сдавшиеся участники второй группы реагировали так же, как и собаки из предыдущих опытов. Они становились пассивными, не пытались изменить враждебную среду или выбраться из нее, несмотря на то что у них была такая возможность. Даже такой простой ситуации оказалось достаточно для того, чтобы человек почувствовал себя беспомощным.

Но если беспомощность можно «выучить», то можно ли от нее «отучиться?

Собак, которые научились быть беспомощными, стали перетаскивать через перегородку туда-обратно, несмотря на их сопротивление. Продолжалось это до тех пор, пока животные не стали двигаться самостоятельно и не увидели, что их действия дают результат. После этого они «отучивались» от выученной беспомощности. Эксперименты показали, что этот метод эффективен и для щенков, которые получают «иммунитет» против беспомощности на всю жизнь. Благодаря предварительному обучению тому, как нужно реагировать в сложной ситуации, можно предотвратить возникновение выученной беспомощности.

В экспериментах с людьми не все участники прекращали борьбу после нескольких неудач, каждый третий вновь и вновь пытался избавиться от шума. В то же время около 10% людей вообще ни разу не пытались что-либо сделать и сразу сдавались.

Дальнейшие наблюдения автора привели его к выводу о том, что пессимизм представляет из себя то же самое, что и выученная беспомощность. Это психологическая установка, которая возникает, когда человек приходит к убеждению, что никак не способен повлиять на происходящее.

Многое в жизни действительно нам неподвластно, но в то же время есть много вещей, на которые мы можем влиять, в том числе мы можем влиять на свое отношение к тем или иным ситуациям. Человек с пессимистичным мышлением превращает свои установки в самосбывающееся пророчество и сам мешает себе жить счастливой жизнью.

Наблюдения автора привели его к выводу, что человек сознательно может вырабатывать в себе оптимистичную установку. И большую роль в этом играет стиль объяснения, который он выбирает.

Идея 2. Для пессимизма и оптимизма характерны разные стили объяснений

Почему одни люди легко приобретают беспомощность, а другие продолжают предпринимать попытки улучшить ситуацию? Это во многом зависит от того, как они объясняют себе происходящие с ними неприятности, воздействию каких факторов приписывают свои успехи и неудачи.

Продолжение — на MakeRight
Оформите подписку на MakeRight и получите доступ к этому и ещё 700 пересказам нонфикшен-книг. Почти все пересказы озвучены, их можно скачать и слушать фоном. Фрагмент озвучки:

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:

Электронная книга

Как научиться опти­мизму. Изме­ните взгляд на мир и свою жизнь
Мартин Селигман – живой классик психологии. Еще полвека назад мировую известность ему принесли исследования феномена выученной беспомощности – пассивности перед лицом якобы неустранимых неприятностей. В ходе этих экспериментов, ныне описанных во всех учебниках, ученый пришел также к открытию феномена сознательного оптимизма – способности человека влиять на свое мышление и через него – на свое поведение...

Читайте также