Благополучие без избытка

2017
Краткое содержание книги
Читается за 35 минут
Очень кратко:

О жизни народа, до последнего времени сохранявшего уклад жизни охотников-собирателей, и о том, какие уроки может из них извлечь современное человечество.

Антрополог Джеймс Сазман прожил с южноафриканскими бушменами почти четверть века, изучив их язык и обычаи. Его восхищал их образ жизни и подход к ней, когда люди работают ровно столько, чтобы удовлетворить свои основные потребности и при этом не чувствуют себя ни несчастными, ни обделенными. Они ощущают себя богатыми, если у них есть все необходимое для жизни, а в прочем не испытывают никакой потребности. Такой уклад жизни они сохраняют уже в течение около 200 тысяч лет.

Сегодня даже бушмены не могут избежать влияния глобализации, но пытаются по мере сил ей противостоять. Современному человеку кажется, что жизнь наших далеких предков была опасной, короткой и тяжелой, но на самом деле во многих отношениях жизнь охотников-собирателей была гораздо более гармоничней современной.

Сегодня культура бушменов из племени джу-хоанси находится на грани исчезновения. Они почти отказались от своего привычного образа жизни охотников-собирателей, который вели еще 15–20 лет назад. Правительства разных африканских стран, на территории которых они проживают, выделили им жилье, контролируют их территорию и предлагают сельскохозяйственную работу. Те, кто придерживается старых традиций, с трудом ведут привычную жизнь: вода стала загрязненной, а растительность сильно сократилась, из-за чего животные мигрировали в другие места.

Когда-то наши предки умели радоваться простым вещам и довольствоваться самым необходимым. Все это ушло в прошлое, как, вероятно, вскоре уйдут язык и традиции бушменов под давлением глобализации. Однако успешность цивилизации определяется не только количеством созданных благ, но и длительностью ее существования. Существование бушменов на протяжении 200 тысяч лет служит свидетельством того, что благополучие измеряется не только богатством, а изобилие не означает избытка.

Идея 1. Наблюдения за реальными охотниками и собирателями опровергли стереотип о том, что изобилие достигается только тяжелым трудом

Экономист Джон Мейнард Кейнс, озабоченный Великой депрессией 1930 года, считал, что рано или поздно все трудности пройдут, а технический прогресс, повышение производительности труда и долгосрочный рост капитала приведут человечество к эпохе экономического блаженства. Люди смогут удовлетворить все свои материальные потребности, работая не больше 15 часов в неделю, чтобы посвящать свободное время тому, к чему лежит душа и что способствует духовному развитию: искусству, философии, музыке, семье или религии. Он прогнозировал, что все это произойдет в течение 100 лет.

Однако его предсказания оказались ошибочными. За последние полвека производительность в США выросла в четыре раза, но рабочие часы в неделю сократились с 40 лишь до 30–35. При высокой производительности труда в США современный американский рабочий мог бы иметь уровень жизни рабочего 1950-х годов, работая всего 11 часов в неделю, но этого не происходит. Кейнс, правда, предвидел, что сокращение рабочих часов будет идти медленнее, поскольку человек обладает врожденным инстинктом упорно трудиться, чтобы создавать новые богатства. Кроме того, современная экономическая модель ориентирована на постоянный рост и ускоренный цикл производства, потребления и утилизации, так что о сокращении рабочего времени можно только мечтать.

В 1966 году на конференции антропологов в Университете Чикаго обсуждалась жизнь немногих оставшихся к тому времени первобытных племен охотников-собирателей. В то время их считали живыми ископаемыми, аналогом далеких предков, чудом доживших до наших дней. Большинству антропологов казалось, что представители этих племен страдают от материального дефицита и вынуждены охотиться только потому, что незнакомы с сельским хозяйством и промышленностью ввиду своей географической удаленности от цивилизации. Охотники-собиратели жили или в безводных пустынях, или тундре, или джунглях, куда практически не ступала нога человека.

Американский антрополог Ричард Ли выступил с докладом по бушменам племени джу-хоанси из Калахари, живущим между Намибией и Ботсваной. В то время они были самым ярким примером охотников и собирателей. Наблюдая за ними, Ли пришел к выводу, что члены племени вовсе не страдали от голода и лишений, и их жизнь не была короткой и несчастной, — напротив, они, казалось, были всем довольны.

Бушмены охотились, собирали дикие фрукты, орехи и овощи и делали это без особых усилий. Они тратили на обеспечение своих потребностей в еде не больше 15 часов в неделю, плюс еще около 15 часов на какое-то подобие домашней работы. Для сравнения — в США рабочая неделя в 1966 году составляла около 40 часов, а почти все свободное время уходило на бесконечные домашние дела — покупки, уборку, стрижку газонов и тому подобное.

Наблюдения Ли расходились с представлением о том, что человечество постепенно поднялось от дикого состояния к процветанию благодаря изобретательности, технологиям и тяжелой работе. Еще немного — и оно сможет работать всего 15 часов в неделю. По собственным стандартам охотники-собиратели были богаты, не имея промышленности, не предаваясь тяжелому труду и без всяких инноваций. Работали они куда меньше цивилизованных людей, досуга у них было гораздо больше, и они могли позволить себе такую роскошь, как дневной сон.

Они довольствовались простой пищей и скудной материальной культурой, но считали себя вполне благополучными. Потребности были минимальными и удовлетворялись легко, а большего они не желали. У них не было недостижимых устремлений и честолюбивых амбиций. В каком-то смысле это было общество примитивного изобилия. Не заботясь о материальном благополучии, не имея понятия об американской мечте, бушмены жили в гармонии со своей природной средой и наслаждались свободой. Они не боялись потерять работу: у бушменов считается, что работать должны только трудоспособные члены племени, и не больше, чем это необходимо.

В 1970-х и начале 1980-х годов интерес к племенам охотников-собирателей не утихал, но находить их становилось все труднее: в Африке, представляющей собой лоскутное одеяло из множества государств, многие бушмены уже не занимаются охотой и собирательством, а переходят в сельскохозяйственные рабочие. Сегодня от племени джу-хоанси, продолжающего вести образ жизни своих предков, осталось от 8 до 10 тысяч человек на территории Намибии и Ботсваны. Они наиболее хорошо изучены антропологами, и именно им автор посвятил свое исследование.

Продолжение — на MakeRight
Оформите подписку на MakeRight и получите доступ к этому и ещё 700 пересказам нонфикшен-книг. Почти все пересказы озвучены, их можно скачать и слушать фоном. Фрагмент озвучки:
Подписаться на MakeRight

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ: