О сложных культурных обычаях животных, их социальных навыках, передаче опыта, традициях и о том, как их изучение помогает лучше понять человеческие общества.
Наблюдая за животными, Карл Сафина пришел к выводу, что их поведение во взрослой жизни во многим связано с обучением в детстве. Они учатся у родителей и старших, изучают местные обычаи и навыки общения, чтобы стать полноценным членом своей группы. Такое культурное обучение помогает им обрести идентичность, усвоить традиции, которые помогают добывать пищу, воду, ухаживать и продолжать свой род.
До последнего времени зоологи недооценивали роль культуры в дикой жизни, но сейчас приходит понимание того, насколько она важна, — не только в жизни человека, но и в природе. Кроме того, книга описывает роль красоты в эволюции, способность жизни создавать красоту.
Не только гены определяют наше поведение и нашу личность, но и культурные навыки, которые тоже являются формой наследования. Культура передается от предков к потомкам как совокупность знаний, навыков, предпочтений, она меняется и развивается и у человека, и у животных. Генетика и культура дополняют друг друга.
Среди животных тоже распространено социальное обучение, когда они смотрят на поведение своих сородичей и впитывают знания и информацию, как стать полноценным членом своего сообщества и как себя правильно вести.
Отсутствие у животных человеческой культуры не означает отсутствие культуры как таковой. В животном мире свое общение и своя культура, хотя жизнь животных отличается от нашей.
На отдельных примерах Сафина предлагает читателю понаблюдать за распространением знаний, навыков и обычаев среди разных видов, чтобы лучше понять мир животных и посмотреть на него под новым углом.
Идея 1. В животном мире есть своя культура, которая передается через подражание и обучение
Большинство людей уверено, что культура свойственна только человеческому роду. В свое время наша культура началась с примитивных орудий охотников-собирателей, и по мере эволюции орудия и навыки совершенствовались. Каждое поколение вносит собственный вклад в развитие культуры.
Биологическое разнообразие видов почти никогда не рассматривалось в культурном контексте. Считалось, что оно действует на трех основных уровнях: внутривидовое генетическое разнообразие, разнообразие между видами и разнообразие мест обитания (пустыни, леса, луга и т. д.). Но в животном мире, как и в человеческом, существует и культурное разнообразие. Культура не приходит вместе с генами, не свойственна живым существам с самого рождения. Ей учатся и делятся, и она очень важна для выживания.
Так, кашалотам необходимы сложные навыки. Они издают особые звуки, напоминающие щелчки, — эхосигналы, которые улавливают на больших расстояниях с помощью сонара, и переговариваются с их помощью. Детеныш кашалота с помощью матери и других взрослых учится погружаться на большую глубину, использовать свой гидролокатор, чтобы ориентироваться в ней, правильно распознавать сигналы взрослых членов семьи, особенно обнаружение угрозы и преследование. С помощью взрослых детеныши узнают, в каких течениях больше всего рыбы, куда надо плыть при смене времен года, как следует путешествовать. Старейший член китовой стаи всегда знает, куда надо плыть во время нехватки пищи.
В 2009 году в Восточной Африке была сильная засуха, во время которой погибло много слонов. В слоновых семьях, возглавляемых пожилым матриархом, выживаемость была намного выше: верховная слониха была достаточно взрослой, чтобы помнить, где спаслась ее семья во время предыдущей засухи, и приводила свою семью к воде в то же самое место, какое ей показали много лет назад.
В кенийском регионе одна слоновья семья потеряла 20 слонов, а другая — ни одного. В благополучной семье правили две сорокалетние слонихи, Керри и Кейра, которые во время засухи направились в небезопасное место заповедника, но, как оказалось, они знали, что делали: там была вода. За 14 лет в семье Керри и Кейры погиб только один слоненок.
И слоны, и кашалоты пользуются мудростью предков, перенимая опыт прошлых поколений. Они учатся у старших и знают, что делать во время опасности и голода. Не будь этих знаний, они погибли бы. Эта преемственность знаний и навыков, считает автор, и есть культура животного мира.
Культурные особенности удерживают группу животных вместе, а также помогают идентифицировать чужих. Люди делают это с помощью униформы, флагов, языка. Кашалоты, киты, косатки и дельфины могут делать это при помощи сонара, они по звуку определяют своих. Они тепло их приветствуют, в отличие от чужих, которых избегают. Слоны, приматы и другие виды животных знают, кто свой, а кто посторонний. Почти все виды птиц изгоняют из стаи незваных гостей, даже если они одного вида. Когда одна волчья стая дерется с другой, они никогда в пылу битвы не нападут на своего: им прекрасно известно, кто друг, а кто враг, хотя они не носят униформу. Групповая идентичность — не только человеческое достояние.
В северо-западной части Тихого океана живут два сообщества косаток. Друг от друга они отличаются только вокальными диалектами. Внешне они абсолютно идентичны, питаются одной и той же пищей — лососем, и генетически это один и тот же вид. Тем не менее они безошибочно распознают «чужака» и отгоняют его от стаи. Две эти группы существуют отдельно и никогда не спариваются между собой, хотя и не ведут войн. Обезьяны и птицы передают голосом сигналы тревоги, обозначающие змею, ястреба или кошку. Это те же слова для разных опасностей, подсказывающие соплеменникам, что делать, — посмотреть наверх, вниз или быстро забраться на дерево. Кроме того, большинство животных идентифицирует живых существ, включая людей, по голосам.
Идея 2. Вокальные диалекты китов сигнализируют о групповой идентичности
В Тихом океане существуют пять кланов кашалотов. Каждый клан общается на своем «языке», то есть вокальном диалекте, и включает тысячи членов. Большинство членов клана — не близкие родственники, но они активно общаются между собой, а вот с членами другого клана не общаются никогда.