Воспитание дикости . Как животные создают свою культуру, растят потомство, учат и учатся

Краткое содержание книги
Читается за 30 минут, оригинал — 15 ч
Очень кратко:

О сложных культурных обычаях животных, их социальных навыках, передаче опыта, традициях и о том, как их изучение помогает лучше понять человеческие общества.

Наблюдая за животными, Карл Сафина пришел к выводу, что их поведение во взрослой жизни во многим связано с обучением в детстве. Они учатся у родителей и старших, изучают местные обычаи и навыки общения, чтобы стать полноценным членом своей группы. Такое культурное обучение помогает им обрести идентичность, усвоить традиции, которые помогают добывать пищу, воду, ухаживать и продолжать свой род.

До последнего времени зоологи недооценивали роль культуры в дикой жизни, но сейчас приходит понимание того, насколько она важна, — не только в жизни человека, но и в природе. Кроме того, книга описывает роль красоты в эволюции, способность жизни создавать красоту.

Не только гены определяют наше поведение и нашу личность, но и культурные навыки, которые тоже являются формой наследования. Культура передается от предков к потомкам как совокупность знаний, навыков, предпочтений, она меняется и развивается и у человека, и у животных. Генетика и культура дополняют друг друга.

Среди животных тоже распространено социальное обучение, когда они смотрят на поведение своих сородичей и впитывают знания и информацию, как стать полноценным членом своего сообщества и как себя правильно вести.

Отсутствие у животных человеческой культуры не означает отсутствие культуры как таковой. В животном мире свое общение и своя культура, хотя жизнь животных отличается от нашей.

На отдельных примерах Сафина предлагает читателю понаблюдать за распространением знаний, навыков и обычаев среди разных видов, чтобы лучше понять мир животных и посмотреть на него под новым углом.

Идея 1. В животном мире есть своя культура, которая передается через подражание и обучение

Большинство людей уверено, что культура свойственна только человеческому роду. В свое время наша культура началась с примитивных орудий охотников-собирателей, и по мере эволюции орудия и навыки совершенствовались. Каждое поколение вносит собственный вклад в развитие культуры.

Биологическое разнообразие видов почти никогда не рассматривалось в культурном контексте. Считалось, что оно действует на трех основных уровнях: внутривидовое генетическое разнообразие, разнообразие между видами и разнообразие мест обитания (пустыни, леса, луга и т. д.). Но в животном мире, как и в человеческом, существует и культурное разнообразие. Культура не приходит вместе с генами, не свойственна живым существам с самого рождения. Ей учатся и делятся, и она очень важна для выживания.

Так, кашалотам необходимы сложные навыки. Они издают особые звуки, напоминающие щелчки, — эхосигналы, которые улавливают на больших расстояниях с помощью сонара, и переговариваются с их помощью. Детеныш кашалота с помощью матери и других взрослых учится погружаться на большую глубину, использовать свой гидролокатор, чтобы ориентироваться в ней, правильно распознавать сигналы взрослых членов семьи, особенно обнаружение угрозы и преследование. С помощью взрослых детеныши узнают, в каких течениях больше всего рыбы, куда надо плыть при смене времен года, как следует путешествовать. Старейший член китовой стаи всегда знает, куда надо плыть во время нехватки пищи.

В 2009 году в Восточной Африке была сильная засуха, во время которой погибло много слонов. В слоновых семьях, возглавляемых пожилым матриархом, выживаемость была намного выше: верховная слониха была достаточно взрослой, чтобы помнить, где спаслась ее семья во время предыдущей засухи, и приводила свою семью к воде в то же самое место, какое ей показали много лет назад.

В кенийском регионе одна слоновья семья потеряла 20 слонов, а другая — ни одного. В благополучной семье правили две сорокалетние слонихи, Керри и Кейра, которые во время засухи направились в небезопасное место заповедника, но, как оказалось, они знали, что делали: там была вода. За 14 лет в семье Керри и Кейры погиб только один слоненок.

И слоны, и кашалоты пользуются мудростью предков, перенимая опыт прошлых поколений. Они учатся у старших и знают, что делать во время опасности и голода. Не будь этих знаний, они погибли бы. Эта преемственность знаний и навыков, считает автор, и есть культура животного мира.

Культурные особенности удерживают группу животных вместе, а также помогают идентифицировать чужих. Люди делают это с помощью униформы, флагов, языка. Кашалоты, киты, косатки и дельфины могут делать это при помощи сонара, они по звуку определяют своих. Они тепло их приветствуют, в отличие от чужих, которых избегают. Слоны, приматы и другие виды животных знают, кто свой, а кто посторонний. Почти все виды птиц изгоняют из стаи незваных гостей, даже если они одного вида. Когда одна волчья стая дерется с другой, они никогда в пылу битвы не нападут на своего: им прекрасно известно, кто друг, а кто враг, хотя они не носят униформу. Групповая идентичность — не только человеческое достояние.

В северо-западной части Тихого океана живут два сообщества косаток. Друг от друга они отличаются только вокальными диалектами. Внешне они абсолютно идентичны, питаются одной и той же пищей — лососем, и генетически это один и тот же вид. Тем не менее они безошибочно распознают «чужака» и отгоняют его от стаи. Две эти группы существуют отдельно и никогда не спариваются между собой, хотя и не ведут войн. Обезьяны и птицы передают голосом сигналы тревоги, обозначающие змею, ястреба или кошку. Это те же слова для разных опасностей, подсказывающие соплеменникам, что делать, — посмотреть наверх, вниз или быстро забраться на дерево. Кроме того, большинство животных идентифицирует живых существ, включая людей, по голосам.

Идея 2. Вокальные диалекты китов сигнализируют о групповой идентичности

В Тихом океане существуют пять кланов кашалотов. Каждый клан общается на своем «языке», то есть вокальном диалекте, и включает тысячи членов. Большинство членов клана — не близкие родственники, но они активно общаются между собой, а вот с членами другого клана не общаются никогда.

Продолжение — на MakeRight
Оформите подписку на MakeRight и получите доступ к этому и ещё 800 пересказам нонфикшен-книг. Почти все пересказы озвучены, их можно скачать и слушать фоном. Фрагмент озвучки:
Посетителям Брифли — скидка 30% в первые 3 дня после регистрации на MakeRight.
Подписаться на MakeRight

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:

Электронная книга

Вос­пи­та­ние дико­сти. Как живот­ные создают свою куль­туру, рас­тят потом­ство, учат и учатся
Переводчик Анна Васильева, канд. биол. наук Научные редакторы Иван Затевахин, канд. биол. наук, Евгений Коблик, канд. биол. наук Редактор Александр Петров Издатель П. Подкосов Руководитель проекта А. Тарасова Ассистент редакции М. Короченская Арт-директор Ю. Буга Корректоры О. Петрова, Е. Рудницкая, Е. Сметанникова Компьютерная верстка А. Ларионов Все права защищены...