О разнице между любителем и профессионалом, о силах, которые удерживают человека в любительстве, и о том, как преодолеть эти силы.
Книга Стивена Прессфилда «Превращение в профессионала» — логическое продолжение его уже ставшей культовой книги «The War Of Art» (в издании на русском «Война за креатив»), в которой автор исследовал мощную и разрушительную силу — Сопротивление. Сопротивление — это все, что мешает вам делать то, что вам нужно делать, чтобы полностью реализовать свой потенциал. Сопротивление принимает разные формы — отвлечения, прокрастинация, вредные привычки и пагубные зависимости, тревоги, меланхолия, неврозы, запутанная личная жизнь, страх совершить ошибку и страх добиться успеха. Книга «Война за креатив» давала ответ на вопрос о том, как преодолеть Сопротивление — нужно стать профессионалом. В центре книги «Превращение в профессионала» — подробное исследование этой темы.
Идея 1. Если вы недовольны своей жизнью, то, возможно, живете жизнью любителя
Свою книгу Стивен Прессфилд начинает словами телеведущего и комика Джона Стюарта, который так прокомментировал новость об изобретении японскими учеными робота, способного распознавать свое отражение в зеркале: «Когда робот научится ненавидеть то, что он видит в зеркале, он достигнет полной человечности».
Существует два обычных способа преодоления ненависти по отношению к себе и отвращения к собственной жизни. Первый — терапия, когда мы считаем и/или когда нам говорят, что мы больны. А если мы больны, значит, должно существовать и лекарство, которое сделает нас снова счастливыми, продуктивными и довольными жизнью.
Второй способ — лежит в области морали. Если мы чувствуем себя плохо, значит, мы сделали что-то неправильное — совершили преступление или грех. В некоторых версиях этой модели не нужно вообще делать что-то плохое — считается, что мы просто рождены плохими и неправильными. В рамках этих представлений, чтобы быть счастливым, человеку нужно искупить свои грехи.
Стивен Прессфилд предлагает третий способ, который означает трансформацию из любителя в профессионала. Автор считает, что недовольство жизнью связано вовсе не с тем, что вы больны или грешны. Проблема в том, что вы живете и действуете как любитель, а не как профессионал. Превращение в профессионала — это не простой путь, и он требует изменения мышления. Вам нужно будет пожертвовать привычной комфортной жизнью, привычным восприятием себя, возможно, даже отношениями с определенными людьми.
Превращение в профессионала — это путь не для всех. И часто не мы выбираем этот путь, а он нас. Но когда человек становится профессионалом, он обретает свою силу, собственный голос, самоуважение.Он становится тем, кем всегда на самом деле был, но боялся полностью осознать и жить в соответствии с этим знанием.
Идея 2. Амбиции — фундамент человеческого существования, через них находит выход зов нашей души
Стивен Прессфилд рассказывает, как в молодости он какое-то время жил в пансионате в Северной Каролине, который одновременно служил и перевалочным пунктом для пациентов, выходящих из государственных психиатрических больниц. Автор отмечает, что он подружился с людьми в этом месте, многие из них были очень интересными, и их сложно было назвать сумасшедшими в привычном понимании. Автор проводил много вечеров, разговаривая с жителями пансионата о книгах, политике и даже инопланетянах. Прессфилд был единственным жителем пансионата, имеющим работу. Он чувствовал себя в пансионате как дома, но это чувство настораживало его. Он задумался, почему он чувствует себя там как дома — неужели это место было его судьбой?
Однажды ему приснился сон, в котором он видел, что все его вещи были чистыми и аккуратно сложенными, а не валялись, как обычно, по всей комнате. Автор проснулся с осознанием, что у него есть амбиции, что он амбициозный человек. Прессфилд признается, что осознание далось ему не просто — он считал себя виноватым в том, что желает возвыситься над другими.
Тем не менее автор решил покинуть пансионат. Он понял, что в этом месте преобладающей эмоцией был страх, хотя никто об этом не говорил вслух. Каждый житель пансионата по-своему переживал расщепление своей личности.
За пятнадцать долларов в неделю автор арендовал хижину из шлакоблоков без электричества, окон, туалета, воды и отопления и устроился на работу водителем в компанию по перевозке грузов.
Но, несмотря на тяжелые условия, в которых жил автор в те времена, он до сих пор хранит фото своего жилища. Оно стало для него символом изменений в жизни, зова его души, первого ростка его амбиций, которые со временем превратили его в профессионального писателя и признанного мастера.
Идея 3. Страх осознать свое настоящее призвание заставляет нас создавать свою теневую карьеру и жить теневой жизнью
В доме из шлакоблоков Стивен Прессфилд ощущал свои амбиции стать профессиональным писателем, у него была пишущая машинка Smith-Corona, но он очень глубоко прятал в себе свою мечту. А все, чем он занимался в реальности, было следствием выражения стыда и страха действовать в нужном направлении.
Как отмечает автор, когда мы очень боимся осознать и принять свой истинный зов, мы следуем теневому зову — мы развиваем свою теневую карьеру, посвящаем время призрачным занятиям. Форма теневого занятия похожа на то занятие, которое соответствует нашему настоящему зову, но настоящее занятие требует принятия на себя настоящего риска, а теневая его форма — нет. Это лишь прикрытие. Так, человек может ощущать зов писать комедии и трагедии, но вместо этого делает карьеру как преподаватель-искусствовед, что по-началу кажется более безопасным путем, но со временем приводит к депрессии и запою.
Если вы недовольны своей жизнью, автор советует спросить себя — для какой настоящей жизни является метафорой ваша текущая жизнь? Какое истинное желание, стремление скрывает ваша теневая карьера?