Как разделить доли в стартапе . Руководство по оценке и формированию акционерного капитала

Краткое содержание книги
Читается за 25 минут

Как «нарезать пирог»?

Начиная новый бизнес без достаточного финансирования, вы платите вашим партнерам долями. Сколько стоит такая доля? Каков будет вклад партнера? Что произойдет с долей, если партнер уйдет и перестанет работать в вашем бизнесе? А как привлечь нового парт­нера на более позднем этапе? Как оценивать доли в непубличной компании?

На старте любого проекта неопределенность очень высока. Большая часть предпринимателей делает опасную ошибку, закреп­ляя доли до того, как бизнес создан. Впоследствии это приводит к серьезным конфликтам.

Майк Мойер предлагает динамическую модель разделения долей в новом бизнесе с интересной формулой оценки вкладов. Свою сис­тему он сравнивает с процессом выпечки и нарезки пирога.

Прочтите саммари, воспользуйтесь готовой формулой и не совершайте ошибок!

«Печем пирог»

Первое, с чего начинается любой стартап — идея. На старте любая идея не имеет стоимости. Иногда компании платят роялти за идеи еще до момента их успешного воплощения.

Такие идеи должны иметь некоторое количество «мяса» в виде маркетингового исследования, прототипа, бизнес-плана или патента. То есть роялти платят не за саму идею, а за возможность воплотить ее.

Идея ничего не стоит до тех пор, пока вы не «выпекли из нее пирог». Не нашли людей, готовых заплатить за эту идею. И не обнаружили, что можете реализовать ее за меньшие деньги, чем люди готовы заплатить. Здесь, и только здесь, вы создали стоимость.

В процессе «выпечки пирога», то есть доработки идеи, разработки прототипа, исследования рынка, тестирования, создания конечного продукта или услуги, растет стоимость вашего «пирога» и приближается момент, когда идея превратится в прибыльный бизнес.

Рост стоимости пирога происходит двумя способами:

Продажа «кусков пирога» инвесторам. Это выглядит примерно так.

Если несколько месяцев спустя еще один инвестор купил 50% компании за 3 млн рублей, ее суммарная стоимость составит уже 6 млн рублей. Теперь у вас стало 12,5% компании или 750 000 рублей.

В конечном счете денежный эквивалент вашей доли важнее, чем ее процент.


Привлечение людей, которым вы платите не деньгами, а долей в компании. Это ключевые люди в стартапе, которые воплощают вашу идею в реальность. И делят с вами риски, поскольку, если что-то пойдет не так и стартап не станет успешным, их «куски пирога» не конвертируются в деньги. В Америке таких людей называют «гранты». Гранты высокоэффективны, способны решать вопросы в одиночку и вдохновляются мечтами об успехе. Это могут быть предприниматели, фрилансеры, ваши коллеги и знакомые, заинтересованные в том, чтобы создавать прибыльные бизнесы с нуля и компетентные в той работе, которая нужна для запуска вашего продукта.

В ситуации, когда вы начинаете бизнес без достаточного количества денег на наем сотрудников и прочие традиционные расходы, привлечение грантов поможет вам выполнить все нужные действия для создания компании.

Вы можете начать использовать помощь грантов в любой момент, от создания идеи до получения первой прибыли. Но решение разовых задач обычно проще оплатить подрядчику, чем привлекать для этого партнера. Если же задача переходит в разряд регулярных и платить подрядчику становится слишком дорого — самое время найти гранта и взять его в долю.

Восемь ингредиентов, которые гранты вкладывают в «пирог»:

1. Время. Вероятно, самый важный ингредиент, который могут предложить гранты.
2. Идеи. О продуктах, продвижении, продажах.
3. Отношения. Люди, с которыми есть хорошие отношения у вас или ваших грантов, могут стать вашими клиентами, инвесторами, партнерами, советниками.
4. Интеллектуальная собственность. Патенты, зарегистрированные товарные знаки и прочие способы регистрации прав.
5. Деньги. Вы можете оплатить частями пирога многие необходимые вашему стартапу ингредиенты, но обойтись совсем без денег не получится.
6. Оборудование и канцелярские принадлежности. Персональные компьютеры, бумага, ручки, серверы, принтеры и прочие вещи, которые обеспечивают работу вашего бизнеса.
7. Помещения. Под офис, магазин, студию, которые нужно арендовать, если все ваши сотрудники не работают в отдельной комнате дома у одного из вас.
8. Другие ресурсы. Все, что вы можете использовать время от времени. Например, у одного из ваших грантов в другой компании могут быть сотрудники, готовые выполнять для вас какие-то задачи.

«Делим пирог»

Несмотря на то что позиция гранта не предполагает мгновенной оплаты его вклада в бизнес, договориться об условиях важно заранее. Вы можете платить грантам только частями «пирога» или частями «пирога» и деньгами. Грантам, как правило, не требуется очень много, но важно, чтобы каждый из них чувствовал себя оцененным по достоинству. Если кому-то из грантов покажется, что его вклад в компанию больше, чем оплата, которую он получает, грант может покинуть компанию. Или, что еще хуже, сдаться и остаться.

Когда не стоит делить «пирог»:

1. До того, как вы его «испекли». В 90% случаев люди стремятся договориться о том, как будут разделены доходы от будущей компании, заранее. Кажется, что это должно предотвратить возможные споры, но на деле стартапы развиваются очень быстро и непредсказуемо. Прежние договоренности перестают устраивать грантов, и трудные переговоры об изменениях условий становятся неизбежными. При этом страдает качество отношений.

Продолжение — на Smart Reading
Зарегистрируйтесь на Smart Reading и получите доступ к этому и ещё 800 пересказам нонфикшен-книг. Все пересказы озвучены, их можно скачать и слушать фоном. Фрагмент озвучки:
Первые 7 дней доступа — бесплатно.

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ: