Как «нарезать пирог»?
Начиная новый бизнес без достаточного финансирования, вы платите вашим партнерам долями. Сколько стоит такая доля? Каков будет вклад партнера? Что произойдет с долей, если партнер уйдет и перестанет работать в вашем бизнесе? А как привлечь нового партнера на более позднем этапе? Как оценивать доли в непубличной компании?
На старте любого проекта неопределенность очень высока. Большая часть предпринимателей делает опасную ошибку, закрепляя доли до того, как бизнес создан. Впоследствии это приводит к серьезным конфликтам.
Майк Мойер предлагает динамическую модель разделения долей в новом бизнесе с интересной формулой оценки вкладов. Свою систему он сравнивает с процессом выпечки и нарезки пирога.
Прочтите саммари, воспользуйтесь готовой формулой и не совершайте ошибок!
«Печем пирог»
Первое, с чего начинается любой стартап — идея. На старте любая идея не имеет стоимости. Иногда компании платят роялти за идеи еще до момента их успешного воплощения.
Такие идеи должны иметь некоторое количество «мяса» в виде маркетингового исследования, прототипа, бизнес-плана или патента. То есть роялти платят не за саму идею, а за возможность воплотить ее.
Идея ничего не стоит до тех пор, пока вы не «выпекли из нее пирог». Не нашли людей, готовых заплатить за эту идею. И не обнаружили, что можете реализовать ее за меньшие деньги, чем люди готовы заплатить. Здесь, и только здесь, вы создали стоимость.
В процессе «выпечки пирога», то есть доработки идеи, разработки прототипа, исследования рынка, тестирования, создания конечного продукта или услуги, растет стоимость вашего «пирога» и приближается момент, когда идея превратится в прибыльный бизнес.
Рост стоимости пирога происходит двумя способами:
• Продажа «кусков пирога» инвесторам. Это выглядит примерно так.
Если несколько месяцев спустя еще один инвестор купил 50% компании за 3 млн рублей, ее суммарная стоимость составит уже 6 млн рублей. Теперь у вас стало 12,5% компании или 750 000 рублей.
В конечном счете денежный эквивалент вашей доли важнее, чем ее процент.
• Привлечение людей, которым вы платите не деньгами, а долей в компании. Это ключевые люди в стартапе, которые воплощают вашу идею в реальность. И делят с вами риски, поскольку, если что-то пойдет не так и стартап не станет успешным, их «куски пирога» не конвертируются в деньги. В Америке таких людей называют «гранты». Гранты высокоэффективны, способны решать вопросы в одиночку и вдохновляются мечтами об успехе. Это могут быть предприниматели, фрилансеры, ваши коллеги и знакомые, заинтересованные в том, чтобы создавать прибыльные бизнесы с нуля и компетентные в той работе, которая нужна для запуска вашего продукта.
В ситуации, когда вы начинаете бизнес без достаточного количества денег на наем сотрудников и прочие традиционные расходы, привлечение грантов поможет вам выполнить все нужные действия для создания компании.
Вы можете начать использовать помощь грантов в любой момент, от создания идеи до получения первой прибыли. Но решение разовых задач обычно проще оплатить подрядчику, чем привлекать для этого партнера. Если же задача переходит в разряд регулярных и платить подрядчику становится слишком дорого — самое время найти гранта и взять его в долю.
Восемь ингредиентов, которые гранты вкладывают в «пирог»:
1. Время. Вероятно, самый важный ингредиент, который могут предложить гранты.
2. Идеи. О продуктах, продвижении, продажах.
3. Отношения. Люди, с которыми есть хорошие отношения у вас или ваших грантов, могут стать вашими клиентами, инвесторами, партнерами, советниками.
4. Интеллектуальная собственность. Патенты, зарегистрированные товарные знаки и прочие способы регистрации прав.
5. Деньги. Вы можете оплатить частями пирога многие необходимые вашему стартапу ингредиенты, но обойтись совсем без денег не получится.
6. Оборудование и канцелярские принадлежности. Персональные компьютеры, бумага, ручки, серверы, принтеры и прочие вещи, которые обеспечивают работу вашего бизнеса.
7. Помещения. Под офис, магазин, студию, которые нужно арендовать, если все ваши сотрудники не работают в отдельной комнате дома у одного из вас.
8. Другие ресурсы. Все, что вы можете использовать время от времени. Например, у одного из ваших грантов в другой компании могут быть сотрудники, готовые выполнять для вас какие-то задачи.
«Делим пирог»
Несмотря на то что позиция гранта не предполагает мгновенной оплаты его вклада в бизнес, договориться об условиях важно заранее. Вы можете платить грантам только частями «пирога» или частями «пирога» и деньгами. Грантам, как правило, не требуется очень много, но важно, чтобы каждый из них чувствовал себя оцененным по достоинству. Если кому-то из грантов покажется, что его вклад в компанию больше, чем оплата, которую он получает, грант может покинуть компанию. Или, что еще хуже, сдаться и остаться.
Когда не стоит делить «пирог»:
1. До того, как вы его «испекли». В 90% случаев люди стремятся договориться о том, как будут разделены доходы от будущей компании, заранее. Кажется, что это должно предотвратить возможные споры, но на деле стартапы развиваются очень быстро и непредсказуемо. Прежние договоренности перестают устраивать грантов, и трудные переговоры об изменениях условий становятся неизбежными. При этом страдает качество отношений.
Первые 7 дней доступа — бесплатно.