Конкурентная стратегия . Методика анализа отраслей и конкурентов

Краткое содержание книги
Читается за 35 минут, оригинал — 16 ч

Справочник по игре без правил

Бизнес — это великая игра с высокими ставками, максимумом азарта и минимумом правил. Иногда на кону судьбы целых компаний и их сотрудников, жизнь и смерть собственников и топ-менеджеров. В этой сложной борьбе успешная конкурентная стратегия становится той точкой сборки компании, которая позволяет ей защитить себя, добиться признания и высоких прибылей.

Созданию такой стратегии и посвящена книга Майкла Портера. Она является продолжением многолетних исследований, благодаря которым родилась знаменитая система структурного анализа отраслей и конкурентов.

Популярность книги превзошла самые оптимистичные ожидания. Профессионалы восприняли ее как руководство к действию. Методология стала предметом академических исследований. Появились фирмы, дающие консультации по ее практическому применению. Финансовые аналитики изучают ее, чтобы пройти процедуру сертификации.

Книга не для одного прочтения, это справочник по менеджменту, который выдержал испытание временем. Автор предлагает не только готовые решения, но и множество инструментов, деталей, фактов, которые натолкнут читателя на новые идеи.

Книга пережила десятки переизданий, но она до сих пор остается самым полным руководством по конкурентной борьбе. Портер удивительным образом предвидел интенсивное ускорение процессов глобализации, реактивность изменений и турбулентность современной бизнес-среды, что делает его методологию актуальной по сей день.

Часть I. Общие аналитические методы

В первой части содержится методика, которая нужна для понимания большей части материалов книги. Здесь сводятся воедино ключевые аспекты анализа отрасли и конкурентов.

Глава 1. Структурный анализ отраслей

Структурные факторы, обусловливающие интенсивность конкуренции

Пять конкурентных сил определяют интенсивность отраслевой конкуренции и прибыльность компаний. Цель структурного анализа — определить те силы, которые станут ключевыми при формировании оптимальной конкурентной стратегии.

Разработчики стратегии должны найти такую позицию, которая позволит компании не только защитить себя от этих сил, но и воздействовать на конкурентов с их помощью.

Что нужно учесть при разработке бизнес-стратегии

Фактор или характеристика отрасли

Значение

Барьеры входа и выхода

Совокупность обязательных условий, которые надо преодолеть, чтобы войти в отрасль. Основные источники барьеров: экономия на масштабе, дифференциация продукта, потребности в капитале, издержки переключения, доступ к каналам сбыта, стоимостные препятствия (патенты, сырье и т. п.) и государственная политика

Интенсивность и характер соперничества

Зависят от количества конкурирующих фирм. Ценовая конкуренция, рекламные битвы, освоение новой продукции, переключение покупателей, агрессивный маркетинг — все это инструменты, с помощью которых одна компания может изменить расстановку сил во всей отрасли

Ожидаемые ответные меры

Определяются через изучение прецедентов противодействия в отрасли. Чтобы понять стратегию конкурентов, нужно найти информацию об объемах их средств, займах, производственных мощностях, неликвидных активах и т. п.

Опыт и масштаб конкурентов

Крупные компании чаще всего выигрывают за счет масштаба. Опыт и компетенции — более сложный барьер. Он защищен патентами, невозможностью переманить персонал или использовать ноу-хау конкурентов

Цена предотвращения вхождения

Структура цен, которая уравновешивает выгоды и издержки вхождения. Ее успех зависит не от текущих, а от будущих условий, которые поможет выявить структурный анализ Портера

Опасность продуктов-субститутов

Они не производятся в отрасли, но могут выполнять функцию внутриотраслевой продукции. Например, переключение покупателей на приобретение утепляющих материалов при повышении цен на энергоносители

Рыночная власть покупателей и поставщиков

Зависит от их специфики и возможностей компаний воздействовать на них. Покупатели сталкивают конкурентов друг с другом за счет прибыльности отрасли. Поставщики реализуют свою власть за счет угрозы повышения цен, снижения качества поставок

Влияние государства на отраслевую конкуренцию

Определяется политическими, а не экономическими факторами. Анализу подвергаются меры регулирования. Однако отрасль и сама может оказывать влияние на государственные институты

Структурный анализ и конкурентная стратегия

Преимущества и слабости позиции в отрасли обусловлены давлением каждой конкурентной силы на компанию.


Направления действий для улучшения позиций компании

Направление действий

Суть решения

Позиционирование

Определение областей, где стоит вступать в конкурентную борьбу и где ее лучше избегать

Воздействие на баланс сил

Наступательная стратегия, атака на источники конкурентных сил и барьеры вхождения

Использование изменений

Продолжение — на Smart Reading
Зарегистрируйтесь на Smart Reading и получите доступ к этому и ещё 800 пересказам нонфикшен-книг. Все пересказы озвучены, их можно скачать и слушать фоном. Фрагмент озвучки:
Первые 7 дней доступа — бесплатно.

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:

Электронная книга

Кон­ку­рент­ная стра­те­гия: Мето­дика ана­лиза отра­слей и кон­ку­рен­тов
Когда восемнадцать лет назад вышло первое издание «Конкурентной стратегии», я надеялся, что книга вызовет определенный интерес. Для этого были основания, поскольку она явилась итогом масштабного исследования, получившего одобрение коллег, а предварительные варианты глав тщательно разбирались моими студентами, обучавшимися по программам МВА, а также на курсах для высшего управленческого персонала...