Пять искушений руководителя . Притчи о лидерстве

Краткое содержание книги
Читается за 10 минут, оригинал — 1 мин

О чем пишет Патрик Ленсиони в своей книге?

Если кратко — о том, как избежать «подводных камней», которые могут стать на пути у любого руководителя.

Книга — о том, как не надо руководить. У кого-то есть врожденный талант управлять людьми, но таких немного. Большинство же совершает типичные ошибки, описанные Ленсиони в виде пяти искушений, — если не все, то некоторые. Как ни странно, мало кто понимает, что причина ошибок кроется в неправильном поведении, а вовсе не в особенностях маркетинга, ведения финансовых отчетов или характере производственных совещаний.

Автор приводит в пример телешоу, где героиня ищет ключи не там, где потеряла, а там, где больше света. Примерно так же действуют и многие руководители, избегая заглядывать в суть проблемы. Когда становится ясно, что дела плохи, они предпринимают ряд несущественных шагов, в которых хорошо ориентируются, но избегают анализировать собственное поведение. В итоге им приходится снова и снова наступать на те же грабли.

Ленсиони разделил книгу на две части. Первая часть — притча, вторая — конкретные рекомендации.

Притча рассказывает о генеральном директоре Эндрю, который вступил в должность год назад, но перед ним уже замаячили признаки провала. Дела в компании идут все хуже, прибыль все меньше, и вот уже назначено собрание совета директоров, перед которым он будет отчитываться. Собрание пугает Эндрю, он переживает, что может лишиться поста и не понимает, что с этим делать.

Допоздна задержавшись на работе, он едва успевает сесть на последний поезд в метро. Сначала он едет в одиночестве, потом через вагон проходит пожилой человек в одежде уборщика, а вскоре поезд останавливается на полпути. Уборщик, назвавшийся Чарли, предлагает Эндрю пройти в соседний вагон, где гораздо удобнее, и заводит с ним разговор. Выясняется, что отец Чарли много лет руководил крупным предприятием, и он готов дать Эндрю ценные советы. Эндрю постепенно проникается доверием, рассказывает старику о своих проблемах, а тот утверждает, что всему виной пять искушений руководителя, с которыми сталкивается любой топ-менеджер. К ним присоединяются еще трое человек, каждый из которых — тоже генеральный директор, и все они стали жертвой того или иного искушения. Наконец поезд трогается, а Эндрю просыпается — все это ему приснилось. Тем не менее на собрании директоров он, несмотря на то, что к нему отнеслись вполне снисходительно, произносит речь, где упоминает пять своих искушений, и сам уходит с должности.

Идея 1. Нужно добиваться результатов, а не стремиться любым способом усидеть в кресле руководителя

Первым искушением, особенно типичным для молодых руководителей, Ленсиони считает головокружение от новой должности, а не от успехов компании под их руководством. Чарли, таинственный собеседник Эндрю, спрашивает его, какой день за последний год был для него самым счастливым, и слышит ответ — день, когда Эндрю стал генеральным директором. Вторым счастливым днем стало получение новой зарплаты, возросшей в несколько раз. Чарли спрашивает, понравилось бы Эндрю, если бы президент США был бы счастлив стать президентом и получать много денег, а всем остальным не особенно интересовался. Вопрос Чарли, каких результатов достигла компания под его руководством, приводит Эндрю в растерянность.

Ленсиони считает, что успех компании и личный успех ее руководителя неразделимы. Но если на первое место выходит скорость развития дальнейшей карьеры, значит, руководитель поддался первому искушению, забыв об ответственности за общее дело. Он начинает действовать так, чтобы поддержать свою репутацию, уходя от любых действий, которые могут плохо отразиться на карьере. Постепенно такой руководитель приближает к себе подхалимов и отстраняет тех, кто честно работает. Он становится все тщеславнее, его все больше заботит мнение окружающих. А между тем, считает Ленсиони, людям больше всего нравятся именно те руководители, которые меньше всего думают о своем величии, а больше всего — о коллективном успехе, о результатах работы компании.

Именно результаты компании — критерий личного успеха руководителя. Если он не может их добиться, значит, ему лучше уйти.

Идея 2. Нужно вызывать уважение, требуя от подчиненных ответственности, а не стараться им нравиться

Второе искушение, по мнению Ленсиони, — превратить подчиненных в группу поддержки, которая заранее одобрит любое решение руководителя. Руководители заводят дружбу с приятными им людьми и проводят с ними все больше времени, а потом не решаются спрашивать с них и критиковать, чтобы не обидеть и не лишиться их расположения. Но если такой приближенный начнет приносить компании явные убытки и это станет невозможно скрывать, руководитель не моргнув глазом уволит его, даже не вникая в ситуацию. Работа попадает в зависимость от личных отношений.

В притче Эндрю рассказывает Чарли, как вынужден был уволить Терри, который отвечал за рекламу. Терри был ему симпатичен, он делился с ним проблемами, обедал и активно общался, пока со всех сторон не посыпались нарекания на работу рекламного отдела. Эндрю уволил Терри, не потрудившись выслушать и разобраться.

Чтобы избежать второго искушения, Ленсиони советует всегда держать дистанцию и спрашивать с подчиненных выполнение их прямых обязанностей.

Идея 3. Нельзя затягивать принятие решения из страха совершить ошибку

Многие руководители страшно боятся ошибиться — настолько, что просто не делают ничего. Они собирают бесконечные совещания, копаются в каких-то мелочах, их указания становятся расплывчатыми и неопределенными — настолько, что служащие могут понять их как угодно. Руководители же рассчитывают на то, что хороший подчиненный сам сообразит, что ему делать. В итоге о хороших результатах говорить не приходится — ведь сам директор не знает, чего же он, собственно, хочет.

Продолжение — на MakeRight
Оформите подписку на MakeRight и получите доступ к этому и ещё 800 пересказам нонфикшен-книг.
Посетителям Брифли — скидка 30% в первые 3 дня после регистрации на MakeRight.
Подписаться на MakeRight

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ: