Для большинства людей работа — неприятная обязанность
Людей вгоняет в тоску тот факт, что треть своей жизни они проводят на работе. В конце выходных их накрывает воскресный блюз, они с тяжелым сердцем думают о том, что уже завтра снова придется браться за рабочие задачи. Прибавьте к этому необходимость взаимодействовать с неприятными коллегами — и картина получается совсем безрадостной.
Причем раздражение и неудовлетворенность в итоге выходят далеко за пределы рабочих кабинетов. Человек так или иначе выплескивает их на семью, друзей и знакомых. Эти чувства сильно влияют на личную жизнь.
Может показаться, что у людей с успешной карьерой все по-другому, что они счастливы на работе. Но нет. Повышение в должности, прибавка в зарплате, хороший доход воодушевляют человека только в первое время. А потом скука, усталость и раздражительность возвращаются. Низкий моральный дух каждого отдельного сотрудника отражается на работе всей команды и приводит к тому, что компания стагнирует или как минимум развивается не так интенсивно, как могла бы.
Открытие собственного бизнеса — тоже не панацея от тоски, выгорания и недовольства жизнью. Предприниматели сталкиваются с теми же негативными эмоциями, что и наемные сотрудники, особенно до тех пор, пока бизнес не встал на надежные рельсы.
Часть проблем на работе связана с тем, что человек находится не на своем месте, принимает неудачные решения или его руководство не слишком хорошо управляет командой. Но при этом бывает и так, что сотрудник отлично справляется с задачами, а атмосфера в коллективе вполне дружелюбная и поддерживающая — и тем не менее человек все равно несчастен.
И получается, что ни высокая зарплата, ни задачи, которые соответствуют квалификации сотрудника, ни хороший коллектив — не гарантия того, что работа будет приносить радость. При этом изменить такое положение вещей вполне реально.
Нужно выявить, какими талантами обладаете вы сами или ваши сотрудники, и подбирать рабочие задачи, которые помогают этим талантам раскрыться.
Любая работа состоит из одних и тех же элементов
Патрик Ленсиони сам не раз сталкивался с выгоранием. Он принимался за новый проект или немного менял сферу деятельности, и поначалу все шло прекрасно. А потом он понимал, что работа вызывает раздражение, а не радость.
Ленсиони долго анализировал эту ситуацию — на своем примере и на примере своих многочисленных клиентов. И вот к какому выводу он пришел.
Любая работа — это череда небольших задач. Сложить эти задачи вместе, добавить к ним конкретные цели — и получится продукт или услуга. И если выписать все-все задачи, которые человек выполняет, их легко объединить в три группы:
- задачи, которые вам нравятся;
- задачи, против которых вы не возражаете;
- задачи, которые вгоняют вас в тоску.
Если развивать эту классификацию, можно выделить три основные категории сотрудников. А работа, которую они выполняют, чем-то напоминает разные стаканы для кофе.
Если у вас есть хороший термос, кофе останется горячим много часов. А если работа позволяет реализовать ваш талант, она, как термос, поддерживает ваше вдохновение. Такая работа наполняет энергией, помогает преуспеть. Людей, которым так повезло, можно назвать рабочими гениями.
Вторая категория сотрудников — профессионалы. Вспомните, что бывает, когда пьешь кофе из картонного стаканчика с пластиковой крышкой. Он быстро остывает и может пролиться. Если проводить аналогию с работой, то картонный стакан — это задачи, которые в целом вам подходят, но при этом вы без сожалений делегировали бы их кому-то другому. Скажем, вы спокойно относитесь к тому, чтобы организовывать работу над проектом, и готовы это делать — но куда больше вам нравится генерировать идеи и проводить мозговые штурмы. Поначалу не слишком интересные задачи не доставляют особого дискомфорта, но если приходится выполнять их долго, кофе остынет — и они могут стать раздражающей обязанностью.
И наконец, есть фрустрированные сотрудники. Они заняты делами, которые вызывают сильное отторжение, даже ненависть. Эти задачи вытягивают из людей силы — как если бы в вашем стакане с кофе была дырка.
Попробуйте разделить все свои задачи на эти три категории — и посмотрите, чего в вашей работе больше: фрустрации или вдохновения. Нетрудно догадаться: чтобы на работе человек чувствовал себя комфортно, задач, которые ему нравятся, должно быть достаточно, а фрустрирующих задач — как можно меньше. Совсем без них обойтись вряд ли получится: есть дела, которые никому не нравятся, а выполнять их все равно нужно. Но стоит стремиться к тому, чтобы таких дел было меньшинство. Причем стремиться к этому должен не только сотрудник, но и хороший руководитель — при распределении задач.
Первые 7 дней доступа — бесплатно.