Корпоративная культура Toyota . Уроки для других компаний

Краткое содержание книги
Читается за 30 минут, оригинал — 11 ч

Когда на предприятие Toyota приходят экскурсионные группы, восхищенные посетители видят слаженно работающий механизм. Они наблюдают за позитивно настроенными сотрудниками, которых не утомляет и не удручает даже самая монотонная работа. Видят конструктивных бригадиров, которые всегда готовы помочь, но при этом не ограничивают личную ответственность подчиненных. Видят опрятные, безопасные и хорошо организованные места. И кажется, что так может и должно быть на каждом производстве, стоит лишь приложить немного усилий и выпустить соответствующий приказ. На самом деле внешние проявления — лишь вершина айсберга, в основании которого находится кропотливая работа по созданию особой корпоративной системы, построенной на уважении к людям и труду.

Книга «Корпоративная культура Toyota. Уроки для других компаний» предлагает познакомится с основными ценностями корпоративной системы Toyota: бережное отношение к человеческим ресурсам, постоянное совершенствование, внимание к результату и процессу, стремление разобраться в сущности проблем. Книга анализирует процессы, которые приводят к формированию и поддержанию этих ценностей, учит нанимать людей на всю жизнь, выстраивать правильные коммуникации, рассказывает о том, насколько важно учить сотрудников самих распознавать и решать проблемы на начальном этапе, а не «тушить» постоянно возникающие «пожары».

Авторы книги «Корпоративная культура Toyota. Уроки для других компаний» не только объясняют главные постулаты и важные процессы корпоративной системы Toyota, но и рассказывают о том, как их адаптировать в других компаниях. Как западному человеку, привыкшему к культу индивидуализма, понять и принять командные ценности Toyota, истоки которых лежат в японской культуре? Насколько поступательно надо двигаться и в каком направлении? Как осторожно необходимо менять устои и пересматривать ценности? Книга поднимает эти вопросы и дает на них деликатные ответы, в том числе на примере американских предприятий Toyota.

Каждый руководитель, прочитав эту книгу, сам сделает выводы, насколько лично ему близка система управления Toyota. Но нет сомнений в том, что эта знаменитая корпорация обогатила мир новой гуманной и эффективной культурой ведения бизнеса.

Глава 1. Основное о культуре Toyota

Что такое культура Toyota?

Главное, что надо знать о корпоративной системе Toyota: в центре ее внимания всегда находятся люди. С момента появления компания считала главным условием успеха инвестиции в персонал. Система строилась и продолжает строиться на уважении к своим сотрудникам и постоянном совершенствовании. У компании и ее работников формируются общие ценности, сопричастность и уверенность в том, что они работают на общий успех.

Ярким примером того, как работает культура Toyota, стало поведение компании во время кризиса конца 40-х годов прошлого века. Несмотря на то, что экономика находилась в депрессии, продажи упали и банки призывали к массовым увольнениям, компания продолжала думать о людях. Руководитель компании сам ушел в отставку и предложил уволиться тем, кто хочет это сделать добровольно, сократив число рабочих ненасильственным способом. Затем было решено создавать резервные денежные фонды на случай кризисных ситуаций, а также осторожнее подходить к найму штатных сотрудников, начав политику привлечения временных работников. Toyota решила никогда не доводить ситуацию до необходимости увольнять сотрудников, и придерживается этого постулата по сей день.

На каких принципах строится философия Toyota?

Вызов

Toyota постоянно ставит себе и своим сотрудникам новые вдохновляющие цели и креативно подходит к решению любых проблем. Основатель компании Тайити Оно учил никогда не удовлетворяться менее чем 100-процентным достижением цели.

Кайдзен (совершенствование)

Постоянное развитие и улучшение всех процессов.

Генти генбуцу

Как можно быстрее найти источник возникновения проблемы, дойти до сути любого вопроса, отказ от формального подхода к делу.

Уважение

Создание атмосферы взаимного доверия и уважения.

Работа в команде

Toyota большое внимание уделяет коллективной работе в группах, при этом максимально поощряя индивидуальное развитие каждого сотрудника.

Соблюдении стандартов

Стандартные операции есть на всех уровнях, для любого сотрудника и каждого процесса. Проблемой является любое отклонение от стандартной операции, тогда используются навыки решения проблем, чтобы вернуть процесс обратно в рамки стандарта. Стандарты постоянно совершенствуются в духе «кайдзен» Toyota и, когда находится лучший способ, переписываются. В Toyota уверены, что стандарт не ограничивает творчество, а позволяет развивать его, освобождая мозг от размышлений в рамках выполнения рутинных процессов.

Бережливое производство

Корпоративную систему Toyota иногда характеризуют как «бережливое производство». Но этот термин лишь частично отражает емкую культуру японской корпорации. Наладив работу по снижению издержек и повышению качества, вы только отчасти приблизитесь к модели ведения бизнеса Toyota. Это лишь кирпич в большом здании!

2. Поток создания ценности сотрудников

Сотрудники Toyota растут через эффективное решение обнаруженных проблем. Обучение является самым важным элементом системы управления персоналом: реализуется на всех уровнях иерархии, поощряется овладение новыми навыками и готовность решать более сложные задачи.

Можно выделить четыре важных этапа формирования приоритета ценности сотрудников.

Продолжение — на Smart Reading
Зарегистрируйтесь на Smart Reading и получите доступ к этому и ещё 800 пересказам нонфикшен-книг. Все пересказы озвучены, их можно скачать и слушать фоном. Фрагмент озвучки:
Первые 7 дней доступа — бесплатно.

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ: