О том, как воспитывать детей в современных условиях.
Книга Найджела Латта — это опора для отчаявшихся родителей. Они — фундамент каждого совета и рекомендации автора. Правила нужны родителям порой не меньше, чем детям. Благодаря этим принципам Вы определите, куда нужно стремиться и как туда попасть.
Идея 1. Три самых важных слова
Отношения. Отношения. Отношения. В их основе не должен лежать страх наказания, запугивание. Самое главное — уважение и доброжелательность.
Иногда родители любят своих детей, но не проявляют к ним симпатии. Симпатия заключается в игривости, шутливости. Получаете ли вы удовольствие, когда Ваш ребенок играет с Вами?
Идея 2. Дети — маленькие пираньи
И питаются они вниманием, которого не бывает много. Если хорошее поведение остается незамеченным, дети начинают использовать тяжелую артиллерию, «наедаясь» отрицательным вниманием со стороны родителей. Главная цель детей- каждую минуту перетягивать на себя внимание.
Идея 3. Хорошее — поощряем, плохое — игнорируем
Что подпитываем, то и вырастет. Следуя этому принципу, стоит чаще хвалить за достижения, хорошее поведение. А плохие поступки лучше игнорировать или демонстрировать холодность.
Идея 4. Устанавливаем границы
Сама природа учит детей двигаться, пока не наткнешься на препятствие. Так маленькие исследователи чувствуют себя в безопасности.
Идея 5. Последовательность необходима. Стремитесь к ней
Не всегда удается быть последовательным в своих требованиях. Дети прекрасно чувствуют малейшую слабину и стремятся ею воспользоваться. Но что бы ни происходило, нужно стремиться хотя бы к относительной последовательности.
Идея 6. Ужасное поведение недопустимо
Дети не имеют права неуважительно относиться к своим родителям. Любое нарушение этого правила чревато наказанием, строгим и справедливым. И это тот случай, когда последовательность необходима.
Идея 7. Непременно составляйте для себя план действий
Заранее продумайте возможные проблемы, проанализируйте причины возникновения, представьте их последствия. А теперь разработайте план возможного решения каждой проблемы. Сначала нужно думать, а потом прыгать — так советует автор.
Идея 8. Общение – все во всем
Любое поведение ребенка — это его высказывание, обращение ко взрослому. Поведением чадо стремится донести то, что не может выразить словами. Плохое поведение часто говорит о том, что предыдущие правила родителями игнорировались.
Идея 9. Не старайтесь победить хаос
Полагаться на строгое соблюдение графика — по меньшей мере неразумно. Будьте готовы к тому, что все построенные планы могут изменяться несколько раз в день. И это нормально.
Идея 10. Как устроен мозг ребенка
Основные знания о том, что происходит в голове у ребенка — это инструмент, который помогает родителям выстраивать правильный план действий. Представляя, как функционирует мозг на каждом возрастном этапе, Вы сможете влиять на поведение ребенка и его мышление.
Мы привыкли считать, что на умственную деятельность большее влияние оказывают гены, а окружающая среда лишь вносит некоторые коррективы. Но на самом деле гены и окружение удивительно сплетаются между собой, а их причудливые комбинации приводят к интересным результатам. На развитие детского мозга весьма сильно влияет наш мир и люди, которые воспитывают.
Немного физиологии. Нейрон — это строительная единица мозга. У него есть ответвления, которые отвечают за передачу и восприятие сигналов от других нейронов. Это аксоны (передатчики) и дендриты (приемники). Их переплетение образует целую электрическую сеть. Когда ребенок рождается, в его мозгу нейроны между собой практически не связаны. Задача мозга — образовать эту сеть путем переплетения аксонов и дендритов и укрепить установленные связи. А их может быть триллион.
Когда ребенку исполняется всего 2 года, количество образованных связей в его мозгу равно количеству связей в мозгу взрослого человека.
К трем годам это количество вырастает вдвое. Что происходит потом? Мозг начинает удалять невостребованные связи. Ребенок узнает многие вещи, учится есть, пить, ходить, говорить, сравнивать. Эти связи укрепляются. А если родители не будут учить ребенка сочувствию, сопереживанию, такая связь станет атавизмом и мозг ее сведет на нет.
Укрепление связи происходит путем регулярной стимуляции конкретных путей, по которым передаются импульсы. Нет стимуляции — происходит разрушение связи. Найджел Латта считает: «Развитие человеческого мозга примерно на 75 процентов происходит уже после рождения, и на этот процесс сильно влияют внешние факторы».
Идея 11. Забота о ребенке
Важность заботы о ребенке не стоит преуменьшать. Во время стресса, испытываемого ребенком, образуются химические вещества, уничтожающие связи между нейронами. В спокойной атмосфере при доброжелательном отношении мозг образовывает все новые нейронные связи. Это помогает детям адекватно относиться ко всему, что происходит в их жизни. Они более приспособлены к условиям стресса, лучше учатся, эффективно общаются со сверстниками и достигают немалых успехов.
Когда ребенку всего три года, он не нуждается в лингафонных курсах или карточкам с буквами. Ему нужна любовь, последовательность и теплота в отношениях. Любящий родитель, удовлетворяющий потребности ребенка — лучшее средство установления качественных связей в мозгу. Родители в буквальном смысле формируют мозг своего чада.
Рекомендации по развитию мозга ребенка