Мальчик со сломанным мозгом
Джим Квик был обычным ребенком — шустрым, общительным, веселым и любопытным. Но однажды во время урока в младшей школе с ним произошел несчастный случай — другой мальчик выдернул из-под Джима стул, на котором тот стоял. Джим потерял равновесие и упал, сильно ударившись головой о батарею.
С тех пор все изменилось. Несмотря на то что травма оказалась не слишком серьезной, Джиму стало сложно учиться. Он не мог подолгу удерживать на чем-то внимание, плохо запоминал информацию и с большим трудом научился читать. Тупой, неспособный, слишком глупый, чтобы учиться, — вот что Джим думал о себе, пока учился в школе. Одноклассники смеялись над ним и называли «мальчиком со сломанным мозгом».
Еле-еле закончив школу, Джим все же смог поступить в местный колледж. Но учеба давалась так трудно, что Джим подумывал о том, чтобы бросить занятия. Узнав об этом, один из его друзей пригласил Джима на выходные к себе домой. За ужином отец однокурсника спросил, как у Джима идут дела в колледже, и тот разрыдался. В ответ на это отец однокурсника спросил Джима, как он видит главную цель своей жизни, и дал ему список литературы по саморазвитию. Джим вернулся в колледж и так увлекся чтением, что снова попал в больницу — на этот раз с истощением.
Именно в больнице Джиму и пришла в голову мысль, что, возможно, дело не только и не столько в его травме, сколько в том, как он учится. Что, если стандартные методики обучения ему не годятся? Что, если для полноценной и яркой жизни достаточно просто сменить подход?
Двадцать лет спустя Джим Квик стал признанным экспертом по обучению, развитию памяти и усилению когнитивных функций мозга. Его авторский онлайн-курс прошли тысячи людей из 195 стран мира, а подкаст «Квик мозг» стабильно держится в топе iTunes в разделе «Обучение».
В своей новой книге «Без границ» Джим Квик делится главными наработками, помогшими ему самому и его многочисленным ученикам — среди которых сотрудники Google, Virgin, Nike, Zappos — поверить в себя и свои способности, избавиться от ограничивающих установок, овладеть новыми техниками обучения и раскрыть наконец свой истинный потенциал.
Безграничная модель
Модель безграничного мышления, по Джиму Квику, состоит из трех частей:
- Ментальные установки (ЧТО) — глубинные установки о том, кто мы такие, на что способны и чего заслуживаем, как работает мир и что в нем возможно, а что нет. Ограничивать себя в этой сфере — значит не верить в себя, в свои возможности, в то, что вы заслуживаете лучшего.
- Мотивация (ЗАЧЕМ) — цель и энергия, необходимые для каких-либо действий. Ограничивать себя в этой сфере — значит не чувствовать драйва и желания двигаться вперед.
- Методы (КАК) — практики, которые мы используем для достижения поставленной цели. Ограничивать себя в этой сфере — значит пользоваться устаревшими методами, не способными привести нас к желаемому результату.
Только сняв ограничения со всех трех составляющих, можно по-настоящему раскрыть свой потенциал и уничтожить разрыв между реальной жизнью и той, какой вы мечтаете жить.
Для того чтобы снять эти ограничения, многим из нас придется заново научиться учиться и работать с информацией. Развитие технологий спровоцировало небывалый прогресс, однако человеческий мозг оказался не готов к столь быстрой экспансии, и теперь наша главная задача — научить его разумному и максимально эффективному потреблению.
В первую очередь нужно помнить, что скука — наш друг и союзник. Именно состояние ничегонеделания позволяет мозгу перезагрузиться и начать сканировать окружающее пространство в поиске новых идей. Хватаясь за смартфон в любую свободную минуту, мы оправдываем себя тем, что делаем это с благими целями: лишний раз проверить рабочую почту, ответить в общем чате или посмотреть, как дела у друзей, чтобы совсем не потерять их из виду. На самом деле мы оказываем себе медвежью услугу, ведь, лишая себя по-настоящему свободных минут, мы сильнее устаем, быстрее выгораем и значительно снижаем качество памяти.
Не менее важно пересмотреть и сам подход к обучению. В век «информационного потопа» заучивание больше не может считаться адекватной практикой, так как огромные массивы данных устаревают буквально на глазах и зубрить их не имеет смысла. Однако и полностью делегировать функцию памяти смартфону — плохая идея. Мозг нуждается в регулярных тренировках, а полагаясь во всем на условный навигатор, мы позволяем многим когнитивным функциям атрофироваться и перестаем самостоятельно справляться с задачами, решение которых невозможно переложить на девайс.
Управляться с огромными массивами информации, концентрироваться на текущей задаче, развивать навыки критического мышления для работы со многими источниками, постоянно повышать скорость чтения и свои способности к качественному запоминанию — всему этому нам и предстоит научиться.
Ментальные установки
Мы не рождаемся с четкими установками о том, на что способны, а приобретаем их в процессе взросления и взаимодействия с социумом. Некоторые заблуждения настолько укоренились в быту, что избежать их влияния практически невозможно. Вот семь самых распространенных мифов, которые автор предлагает развенчать, чтобы обрести свободу мышления.
Миф 1. Интеллект — это врожденное
Ничего подобного. Несмотря на то что все мы действительно имеем разные склонности, интеллект — не фиксированная величина. Остроту ума можно тренировать так же, как и мышцы тела. Современные исследования говорят о том, что нет четкого и объективного разделения людей на гениев и обывателей, а наш интеллектуальный и творческий успех зависит почти исключительно от типа мышления. Разница между гибким и фиксированным мышлением состоит в том, что гибкое мышление базируется на установке «если я буду работать над собой, я смогу достичь лучших результатов» и предполагает возможность развития, а фиксированное мышление основывается на установке «все так, как есть, и изменить это нельзя», а значит, закрывает возможности для перемен и роста.
Первые 7 дней доступа — бесплатно.