Безграничный разум . Учиться, учить и жить без ограничений

Краткое содержание книги
Читается за 25 минут, оригинал — 7 ч

Гением может стать каждый

Можно ли научиться всему на свете?  Разобраться, наконец, с интегралами, даже если вы всегда были уверены, что у вас не математический склад ума? Научиться играть на скрипке или на пенсии начать учить японский?  

Джо Боулер уверена: не только можно, но и очень полезно! Нейрофизиологи подтверждают: врожденные способности — всего лишь миф, а уровень наших талантов не зависит от возраста, пола или расы. 

«У меня совершенно нет способностей к математике» — по статистике, так считает практически каждый второй взрослый житель нашей планеты. 

Музыка, английский, физика, программирование — часто, столкнувшись с первыми серьезными трудностями при изучении любой сложной дисциплины, многие из нас решают, что недостаточно умны или одарены от природы и бросают то, чем хотелось бы заниматься. Разочарование, страх и вера в то, что нас угораздило родиться с «неподходящим» мозгом, ограничивают нас и закрывают перед нами многие двери в жизни.

Разрушительные представления о недостаточном потенциале рождаются внутри нас, но требуют внешнего сигнала для того, чтобы активизироваться и начать отравлять нам жизнь. И этот сигнал — всего лишь вопрос времени. Рано или поздно школьный учитель или даже любящие родители говорят нам что-то вроде: «Из тебя вряд ли получится хороший художник, ты ведь даже курицу не можешь нарисовать!» Если вам доводилось слышать такое — добро пожаловать в клуб. 

Профессор Стэнфордского университета, педагог и преподавательница математики Джо Боулер в корне не согласна с подобной точкой зрения. Она уверена, что наш мозг бесконечно пластичен, а способность к приобретению новых навыков дана каждому из нас и сохраняется на протяжении всей жизни. Чтобы достичь невероятных результатов, достаточно изменить подход к обучению.

Джо Боулер признана одним из самых креативных педагогов-новаторов в современном мире. Она не просто рассказывает о школьных методиках преподавания математики в контексте последних достижений нейробиологии — шаг за шагом она убедительно доказывает, что каждый из нас владеет безграничным потенциалом для развития и в буквальном смысле способен овладеть практически любым навыком — достаточно разблокировать свое мышление.

Пора забыть про школ

Наиболее частая причина неуверенности в своих способностях — школьный курс математики и ощущение головокружительного позора, когда стоишь у доски и не можешь решить самую обычную задачу. 

Неспособность усвоить базовый школьный курс математики чаще всего способствует навешиванию обесценивающего ярлыка «не слишком одаренного ученика», не способного в будущем достичь карьерных или академических высот. Именно столкнувшись с этими первыми трудностями, дети теряют веру в себя и сознательно ограничивают свое мышление, ошибочно навсегда причисляя себя к людям с «нематематическим складом ума». 

Это ошибочный и вредный миф: на самом деле неспособных к математике или любым другим наукам людей практически не бывает. Тем не менее, начиная с этого момента, любые трудности становятся для нас болезненным напоминанием о якобы существующих недостатках. 

Исследования, проведенные в США, показали: 48% учеников испытывают тревогу по поводу своих успехов в изучении курса математики. Более 50% студентов, изучающих вводный курс математики в колледже, серьезно беспокоятся о предстоящих экзаменах. Сложно подсчитать точное число взрослых людей, поставивших крест на своих взаимоотношениях с математикой, но можно предположить, что отношения с этим предметом не сложились практически у каждого второго.


Кто в группе риска?

• Женщины и девочки с высокими показателями успеваемости. 
• Дети из бедных, неблагополучных семей с недостатком родительского внимания.
• Люди, принадлежащие к черной расе.
• Дети, зачисленные в начальной школе в основные классы со сниженными требованиями к успеваемости (образовательная система США или Великобритании). 

В Великобритании 88% учеников, помещенных в возрасте четырех лет в классы с программой пониженной сложности, не смогли выбраться из нее до конца школьного обучения.

Исследователи установили: при необходимости работать с цифрами у людей, испытывающих тревогу в отношении своих математических способностей, включается в мозгу тот же центр страха, который становится активным при столкновениях с пауками или змеями. Одновременно происходит уменьшение активности в мозговом центре, ответственном за решение проблем. 

Механизм потери веры в себя прост: столкнувшись с цифрами, мы испытываем страх. Страх блокирует мозговую активность. Мы не можем решить задачу и в очередной раз убеждаемся в собственной никчемности. 

Мысли о генетической или гендерной предрасположенности к определенным видам деятельности широко распространены и очень опасны: многие школьные модели построены с учетом этих идей. Именно они ограничивают потенциал учеников и превращают их в неуверенных в своих силах взрослых. 

На самом деле люди никогда не достигают естественных пределов собственного развития — они просто сдаются раньше времени, столкнувшись с непреодолимыми на первый взгляд трудностями. Причина нашей неуверенности в себе — ограниченное, фиксированное, запертое в клетку собственных страхов мышление. Причина испорченного мышления — полученные во время обучения сообщения об отсутствии способностей. 

Продолжение — на Smart Reading
Зарегистрируйтесь на Smart Reading и получите доступ к этому и ещё 800 пересказам нонфикшен-книг. Все пересказы озвучены, их можно скачать и слушать фоном. Фрагмент озвучки:
Первые 7 дней доступа — бесплатно.

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:

Электронная книга

Без­гра­нич­ный разум
Стоял солнечный день. Я остановилась, любуясь игрой света на колоннах Художественного музея Сан-Диего, где должно было состояться мое очередное выступление… Поднимаясь по ступенькам в аудиторию, ощутила нервную дрожь. Мне предстояло рассказать о последних открытиях в области обучения залу, переполненному медицинскими работниками. Перед учителями и родителями я выступаю регулярно, но сейчас не была уверена, что мои слова найдут отклик у совершенно другой аудитории...

Читайте также