Если кратко — том, как изменялись представления о браке с древних времен до наших дней; о том, почему понятие «традиционного брака» — не более чем миф
Автор книги, историк Стефани Кунц, упоминает о том, что в наши дни многие сетуют на то, что брак постепенно вырождается, что его основы, некогда крепкие, благодаря которым создается здоровое общество, постепенно слабеют и разрушаются. Однако недовольство браком высказывали и жители Древнего Рима, и античной Греции, не говоря уже о Средних веках, и тоже ссылались на прошлый опыт, когда все было по-другому.
Недовольство институтом брака так же свойственно человеческой природе, как недовольство непочтительной молодежью, зафиксированное еще в древнеегипетских папирусах. На самом деле, считает автор, брак постоянно меняется, он не является чем-то раз и навсегда заданным, неподвижным и косным.
Существуют две противоположные теории возникновения брака. По одной, брак возник в каменном веке, чтобы мужчины имели возможность защищать женщин. Другая теория гласит, что брак действительно возник в каменном веке, но его целью было порабощение женщин, а не их защита.
По мнению Кунц, брак появился из-за потребности в сотрудничестве. Некогда незнакомые люди превращались в родственников благодаря браку, и таким образом происходило сближение групп жениха и невесты. С развитием цивилизации роль брака как инструмента расширения родственного круга постепенно менялась. Вскоре брак стал средством накопления ресурсов, объединения капиталов, политической и монархической стратегией.
Приданое невесты могло обеспечить мужу богатство и власть, но и муж был важной инвестицией в экономическое благополучие будущей семьи. Брак как форма сделки был распространен не только среди знати, но и среди людей попроще, объединяющих свое нехитрое добро для лучшего будущего. Жених должен быть принят родными, друзьями и соседями, обладать определенными навыками, в том числе коммуникативными, для входа в другую семью. Вдвоем можно было справиться с задачами, непосильными в одиночку. Именно в браке впервые появилось разделение труда в зависимости от пола, закреплялись главенство мужчины в семье и права ребенка на собственность родителей.
Любовь выносилась за скобки, брак был прежде всего экономическим и политическим институтом, что, конечно, не мешало супругам любить друг друга. В важнейшем деле заключения брака любовь просто не принималась во внимание. Многие знаменитые романы, как, например, между Антонием и Клеопатрой, были тесно связаны с политическими интригами.
В XVI веке появляются первые нововведения в институте брака, связанные прежде всего с борьбой за власть внутри королевских династий. Брачные устои колеблются и в XVII веке, люди пытаются отстаивать право выбирать себе пару самим, без учета чужих мнений и интересов. В XVIII веке торжествует культурный идеал брака по любви. В XIX столетии в Европе и Северной Америке происходит разделение семейных обязанностей: мужчина — кормилец, женщина — хранительница очага. Так продолжалось до конца 50-х годов ХХ века.
Вместе с изменением брака люди начали отстаивать право на развод и подвергать сомнению юридическое оформление отношений. Если союз основан на любви, зачем тогда вообще нужны бюрократические заморочки? А другой вопрос — что будет с семейным союзом, если чувства исчезнут? Если мужчина не может быть кормильцем, должна ли женщина продолжать быть хранительницей очага? Все эти вопросы бурно обсуждались в 50-е годы, однако это не привело к распаду брака и семьи. Все утихло, семьи были крепки как никогда вплоть до 1970-х годов, когда наконец разразился настоящий ураган. Характерно, что произошло это не в эпоху исторических потрясений, а во вполне благополучный экономический период.
Многие столетия брак был социальным и экономическим институтом, заменяющим все остальные. Сегодня эти функции отданы правительствам, координирующим политические, экономические и военные союзы. Права и обязанности людей определяются законами, а не традициями. С древнейших времен во многих культурах мужчины имели право бить своих жен и требовать неукоснительного соблюдения супружеского долга, но сегодня закон многих стран запрещает такое обращение. Но помимо защищенности, супруги хотят от брака еще и теплых чувств, и любви, и прочных отношений, позволяющих прожить вместе до глубокой старости.
Обращаясь к истории брака, мы можем сравнить традиционные устои прошлого с современностью, и решить, какие из них актуальны и сегодня. Так, например, канадские юристы рассматривали вопрос о заключении однополых браков, и часть из них искала прецеденты в Древнем Риме. Однополые браки и тогда считались чем-то исключительным и скандальным, но по иной причине, чем сейчас. Древние римляне не были гомофобами, не считали разнополые отношения единственно возможными. Но им казалось совершенно противоестественным, что в браке двух мужчин один из них будет играть подчиненную роль женщины, хранительницы очага, что, по их представлениям, не соответствовало мужской природе.
Сегодня брак продолжает меняться, и мы пока не знаем, к чему это приведет, считает автор. История брака поможет нам понять, как он менялся, каким образом пришел к своей современной модели, какие его формы отомрут, а какие придут им на смену.
Идея 1. Во многих культурах и эпохах любовь могла быть результатом брака, но не его причиной
Любовь, как ни странно, стала ассоциироваться с браком сравнительно недавно. Это не означало, что она не могла возникнуть позднее, когда брак уже заключен и супругов объединяют общие интересы, касающиеся имущества, воспитания и обеспечения детей. Но для самого вступления в брак требовались более серьезные основания, чем мимолетное и иррациональное чувство. Объединялись две семьи — родственники мужа и жены, нужно было учитывать их интересы, заслужить одобрение и уважение. Любовь же, подобно стихии, скорее подрывала общественные институты, важнейшим из которых был брак, чем укрепляла.
В Древней Индии добрачная влюбленность была событием скандальным. Древние греки считали любовь болезнью, чем-то вроде помешательства. Им вторят французы, считающие, что от влюбленности можно излечиться только сексом, если не с объектом любви, то с кем-то еще.