На стороне ребёнка

1985
Краткое содержание книги
Читается за 30 минут, оригинал — 20 ч
Очень кратко:

О том, как родителю и воспитателю понять ребёнка и помочь ему стать самостоятельным, ответственным и уверенным.

Франсуаза Дольто — ключевая фигура французской системы воспитания, идеи которой стали широко известны благодаря бестселлеру недавнего времени «Французские дети не плюются едой» Памелы Друкерман.

В книге «На стороне ребёнка» Франсуаза Дольто обобщает свои теоретические и практические знания в области воспитания детей, разбавляя их историческими фактами, историями из своей жизни и практики.

Автор размышляет о том, кто такие дети, как стоит к ним относиться, каким образом можно помочь им максимально комфортно и продуктивно развиваться, как родителям воспринимать детей и о многом другом.

Идея 1. Личный детский опыт и наблюдательность привели Франсуазу Дольто к пониманию важности общения в жизни человека с самого раннего возраста

Как только Франсуаза научилась читать, она захотела стать издателем детской газеты, но в возрасте восьми лет ее планы изменились. Будучи из многодетной семьи, она замечала, как из-за домашних конфликтов у младших детей менялся ритм, начинались капризы, терялся аппетит, возникала рвота. Доктора пытались лечить болезни, но мало кто интересовался, что происходило в семье в течение дня. Франсуаза была наблюдательной девочкой и быстро поняла, что многие болезни детей были эмоциональными. И не только детей. Она также заметила, что стоит поговорить с человеком, выслушать его, как его самочувствие меняется в лучшую стороны.

Доктора практически всегда прописывали постельный режим, пока температура не упадет до нормы. Дети маялись, скучали и не понимали, за что им такое наказание. Тогда-то Франсуаза и решила стать врачом-воспитателем. Потому что врач-воспитатель не просто лечит тело, но и выясняет эмоциональное состояние. Франсуаза решила стать врачом, а не просто воспитателем, так как хотела получить серьезное образование, чтобы при любых непредвиденных обстоятельствах иметь возможность прокормить семью. Родившись в начале ХХ века, Дольто стала свидетельницей того, как после Первой мировой войны многие женщины остались без средств к существованию, потому что мужья были убиты или искалечены. Она не хотела повторить их судьбу.

В её семье с ужасом восприняли её решение, поэтому сначала Франсуазе пришлось пойти на курсы медсестер. Мать думала, что это отпугнет дочь, но эти курсы, наоборот, ещё больше подогрели интерес Франсуазы к своему делу. На врачей больные пытались произвести впечатление, а вот медсестер не стеснялись и делились с ними своими тревогами и печалями. Для Дольто это стало отличной школой в дальнейшей врачебной практике.После курсов Франсуаза училась на факультете физики, химии и естественных наук, где увлеклась учение Фрейда о пансексуализме, в основе которого лежало представление о том, что все в человеческой жизни движимо сексуальным началом.

Проходя экстернатуру в Клинике больных детей, опытным путем Дольто выяснила, что даже новорожденные реагировали на речь и общение. Стоило не попрощаться с ребенком перед уходом, и его самочувствие резко ухудшалось.

Но окончательно стать психоаналитиком Дольто решила после того, как побывала в психиатрической клинике для женщин. Больные сидели взаперти в состоянии полной бездеятельности. Вне зависимости от диагноза и тяжести состояния, у них не было никакого общения, от чего женщины еще больше сходили с ума. И тогда Дольто решила, что нужно не дожидаться, пока наступит тяжелая форма болезни, а работать с людьми, у которых проявляются начальные симптомы, начиная с детства. С ребенком нужно говорить обо всем, договариваться, а не приказывать и подавлять. Франсуаза Дольто поняла, что даже у физических болезней очень часто могут быть психологические причины.

Не все врачи того времени принимали идеи Дольто, ее исключили из Международного психоаналитического общества как нежелательное лицо. Но время показало, что Франсуаза Дольто не ошибалась. Со временем её идеи оказали огромное влияние на современное воспитание, не только во Франции, но и во всём мире.

Идея 2. Взрослые должны быть на стороне ребенка, позволять ему рисковать и изучать мир

Цель любого существующего вида на земле — обеспечить себя потомками. Одни добиваются этого, производя как можно больше потомства, но не заботясь о нем. Другие, наоборот, производят мало потомства, но заботятся о нем.

У человека рождается мало детей и стоит больших усилий вырастить их. Человек — единственное существо, которому требуется так много времени, чтобы стать самостоятельным. Без родительской заботы ребёнок умрет. Но в тоже время многие родители, отвечая на очевидные потребности своих детей, часто деформируют их психику. Некоторые взрослые самоутверждаются за счет ребенка, вместо того, чтобы помочь малышу стать самим собой.

В прошлом часто из-за огромных нагрузок и необходимости свести концы с концами взрослые пренебрегали детьми. Сейчас маятник качнулся в другую сторону — многие современные родители чуть ли не с фанатизмом заботятся о детях, опекают, бдительно следят, чтобы дети не вступили в реальный мир. Они изолируют своих детей от общества, но потом из этих детей вырастают взрослые, которые не понимают, как с этим миром взаимодействовать.

Родители делают упор на детскую незрелость, а не на потенциал, способности, талант. Защищая детей от всего, взрослые создают психически нездоровое детство для детей. Решая, когда ребенку спать, когда и что есть, чем заниматься, родители полностью лишают его выбора. А потом ребенок срывается, бунтует, и все удивляются, почему.

Раньше условия, в которых росли дети, были гораздо более жёсткими — в школу дети ходили далеко, изучая по дороге окружающую природу, разговаривая со встречными людьми. Сейчас детей отводят в близлежащую школу или отвозят туда на машинах. Детей не выпускают одних гулять, родители занимают всё свободное время детей кружками либо телевизорами и компьютерами. Пространство вокруг детей сузилось. У них не осталось времени наблюдать и созерцать.

Дети постоянно находятся взаперти и под присмотром. Но когда же им набираться собственного опыта? Учиться ориентироваться в пространстве, знать, какой дорогой лучше дойти до дома, играть с другими детьми, фантазировать?

Продолжение — на MakeRight
Оформите подписку на MakeRight и получите доступ к этому и ещё 800 пересказам нонфикшен-книг.
Подписаться на MakeRight

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:

Электронная книга

На сто­роне ребенка
В конце 1970-х мне привезли из Франции распечатки передач, которые вела на радио педиатр-психоаналитик Франсуаза Дольто. Это был привычный в те времена самиздат – странички, напечатанные на пишущей машинке, самодельно сшитые розовой ленточкой. Их подарила моей коллеге мама ее французской подруги, когда узнала, что та психолог и работает с детьми, имеющими школьные проблемы (а коллега, к счастью, подарила эти тетради мне)...