Кто такой заложник
Термин «заложник» означает человека, которого злоумышленник захватил и удерживает, чтобы обеспечить свои потребности или получить какие-то преференции. К счастью, немногие из нас испытали на себе, что значит быть заложником физически. Но многие люди, часто даже не подозревая об этом, становятся ментальными заложниками, попадая в зависимость от жизненных ситуаций, обстоятельств, своих реакций и убеждений.
Джордж Колризер считает, что в любой ситуации (когда вас критикуют на важном совещании, когда ситуация вынуждает вас делать что-то против своей воли, когда события складываются самым негативным образом и даже когда вашей жизни или здоровью угрожают) у вас есть возможность влиять на происходящее, быть тем, кто управляет ситуацией, а не страдает от ее последствий.
Все, что для этого нужно, — управлять своим состоянием и следовать простым принципам взаимодействия с людьми и разрешения конфликтов.
Правильное состояние сознания определяет результат взаимодействия. Если, будучи атакованным словом или действием, вы уходите в оборону или нападаете в ответ, поддавшись своим инстинктам, ваши шансы на благополучный исход ситуации снижаются. Если, осознавая все свои чувства и реакции, вы сохраняете способность понимать другого человека и выстраивать с ним контакт, вы получаете тот результат, который вам нужен.
Девятилетняя девочка гостила у бабушки с дедушкой в Канзасе. Дедушка был в отъезде, и девочка спала с бабушкой. В одну из ночей, внезапно проснувшись, она увидела, что бабушка сидит на кровати, перед ней стоит насквозь промокший мужчина с оружием в руках и готовится выстрелить.
Бабушка спокойно обратилась к нему: «Я рада, что вы нашли наш дом. Вы попали в правильное место. Сегодня плохая ночь для того, чтобы провести ее на улице. Вы замерзли, вымокли и голодны. Возьмите дрова и разожгите печь на кухне. Позвольте мне одеться, и я найду для вас сухие вещи, приготовлю ужин и постелю постель рядом с печью, в тепле».
После продолжительной паузы мужчина опустил оружие и произнес: «Я не причиню вам зла». Бабушка приготовила ужин, нашла сухие вещи, постелила для мужчины постель и отправилась спать вместе с девочкой. Утром, проснувшись, они обнаружили, что мужчина ушел.
Около 10 утра прибыли полицейские со служебной собакой, которая взяла след мужчины, и очень удивились, обнаружив бабушку с внучкой живыми. Мужчина оказался убийцей-психопатом, сбежавшим накануне из тюрьмы и убившим семью по соседству.
Что такое состояние и как им управлять
Эрик Берн, автор концепции транзактного анализа, определял состояние как набор чувств, мыслей и поведения. Состояние включает также нашу психологию, мироощущение, эмоции, настроение, убеждения. Это то, как мы себя ощущаем в каждый момент времени.
Чтобы управлять своим состоянием, нужно управлять двумя аспектами: фокусом внимания и эмоциями.
Фокус внимания. Состояние определяется тем, на чем сфокусирован наш разум. Если это стремление избежать ошибки, то мы будем ощущать страх, неуверенность, возможно, раздражение, которые вкупе с нашими мыслями и воспоминаниями о прошлом опыте создадут негативное состояние и отрицательно повлияют на результат. Если мы сфокусированы на успехе, не впадаем в негативные эмоции от неудач и радуемся каждой маленькой победе, состояние будет позитивным. В первом случае мы рискуем стать заложниками негативного сценария. Во втором у нас есть точки влияния на процесс и на результат.
То, на чем мы фокусируемся, наш способ думать зависит от наших привычек и прошлого опыта. Лидеру важно уметь управлять этим, чтобы делать выбор в пользу успеха или неуспеха осознанно. Верно направленный фокус внимания помогает не терять мотивации и боевого духа, даже имея дело с разочарованием и другими негативными эмоциями и последствиями.
Как управлять фокусом внимания:
• переключиться с обдумывания и переживания по поводу проблемы на поиск решения;
• представить в деталях успешное решение проблемы.
Эмоции. Большое влияние на состояние оказывают эмоции. Чтобы не стать заложником чувств, нужно замечать эмоции — как свои, так и окружающих, и уметь на них реагировать.
Что делать, если вы слишком эмоционально реагируете на ситуацию:
• поймите, что именно вызывает у вас такую реакцию;
• посмотрите на ситуацию максимально объективно, отделите факты от ваших чувств;
• сфокусируйтесь на цели и позитивном решении;
• определите, что будет для вас и вашего оппонента решением в духе «выиграл — выиграл»;
• выразите свои чувства, избегая обвиняющей манеры;
• выслушайте объективно, встаньте на место оппонента и постарайтесь понять, в чем его потребность.
Что делать, если ваш оппонент слишком эмоционально реагирует на вас:
• объясните, что вы понимаете его эмоции;
• избегайте попыток рационализировать или осудить его потребности;
• помогите ему высказать его чувства и потребности, задавая вопросы;
• проявите эмпатию.
Три инструмента для деэскалации эмоционального напряжения:
1. Дайте выбор. Если вы хотите помочь человеку изменить точку зрения на событие или проблему, чтобы иметь возможность договориться с ним, дайте ему выбор. Вместо «сделать А» предложите «сделать А способом 1 или способом 2». Это позволит человеку переключиться с эмоционального на рациональный способ решения.
2. Обрисуйте перспективу. Когда человек захвачен эмоциями, обычно происходит одна из трех вещей:
• Ему кажется, что ситуация постоянна — «теперь так будет всегда». Вы можете спросить, будет ли это так важно для него через год или пять лет.
• Он чувствует, что ситуация слишком важная и критичная. Вы можете спросить, что самое ужасное может случиться в результате.
• Он думает, что ситуация всеобъемлюща. Это все, что он видит и о чем в состоянии думать. Вы можете спросить, что самое важное в жизни для этого человека.
3. Возьмите паузу. Если вы чувствуете, что эмоции захватывают вас, сделайте перерыв. Пройдитесь, выпейте чашку кофе. Если вы видите, что это происходит с вашим коллегой, предложите ему сделать то же самое.
Первые 7 дней доступа — бесплатно.