Об истории жестокой эксплуатации и зверствах, совершенных во время правления короля Леопольда II в Свободном государстве Конго.
Книга не исчерпывается описанием скандально известной и противоречивой фигуры Леопольда — с одной стороны, хитрого и дальновидного европейского монарха, с другой — кровожадного монстра, чья политика привела к массовому истреблению африканского населения в Конго. Леопольду хитростью удалось заполучить огромную территорию в Центральной Африке, которую назвали Свободным государством Конго. Таким образом он сделался единоличным владельцем колонии, в которой тысячи рабов добывали слоновую кость и каучук.
Нечеловеческие условия содержания рабов и жестокие наказания сегодня называют геноцидом. Но ужас не только в геноциде, а в том, что в глазах просвещенных европейцев Леопольд II был монархом-филантропом, поставившим перед собой благородную цель, — покончить с рабством, которое насаждали таинственные арабские рабовладельцы, похищающие местное население с целью последующей продажи.
Леопольд снаряжал экспедиции якобы для борьбы с работорговлей, отправлял в Конго христианских миссионеров, даже создал специальное общество по освобождению Конго, которое продвигало его филантропические проекты. На деле же он просто задался целью обзавестись огромной личной колонией, стать ее единственным владельцем и извлекать из нее огромную прибыль. Все это готовилось тщательно и последовательно, несколько лет, с обработкой общественного мнения и лоббированием своих интересов в разных странах, которые должны были признать право Леопольда на облюбованную территорию. Хитростью и дальновидностью ему удалось прибрать ее к рукам, хотя на эту землю претендовали и французы, и англичане.
Кроме того, общество долгое время закрывало глаза на то, что творилось в его колонии. И только благодаря нескольким энтузиастам стало известно о жестокой эксплуатации коренного населения, о пытках и наказаниях и захвате практически даром бесчисленных ресурсов региона. Все это осуществлялось по указанию коммерческих компаний, созданных Леопольдом в Свободном государстве Конго. Все жители этого якобы свободного государства считались рабами короля. При этом Леопольд не принимал личного участия в зверствах — он вообще ни разу не был в Конго, совершенно отстранившись от последствий своей политики.
После того как слухи о том, что творится в Конго, просочились в Европу, действия бельгийских колонизаторов оправдывались дикостью африканских племен, которые якобы практикуют каннибализм и не понимают ничего, кроме силы. Такая политика привела к сокращению численности населения Конго на 15 миллионов человек с 1884 по 1915 год.
Идея № 1. Европейцы начали заниматься работорговлей со времени открытия Африканского континента
Долгое время Африка для европейцев считалась местом страшным, населенным фантастическими существами — одноглазыми, одноногими, трехликими, с головами львов. Все это было плодом буйной фантазии средневековых географов и историков. Они не могли знать, как выглядит население Африки. На средиземноморском побережье Африки обитали воинственно настроенные мавры, общаться с которыми европейские путешественники не стремились. Исследовать континент, путешествуя через Сахару, тоже никто не хотел. Никто не стремился и проплыть вдоль побережья Западной Африки — считалось, что там находится Море Тьмы, где кипит вода, берега населены людоедами, а в глубинах живет дьявол.
Однако начиная с XV века европейцы, в первую очередь португальцы, устремились к западному побережью Африки. Ими двигала не только жажда богатства. Они искали исток Нила — великой реки, известной со времен Античности. Существовала легенда, что в Африке обитает христианский король, пресвитер Иоанн, у которого огромная империя глубоко внутри континента, дворцы из хрусталя и драгоценных камней. Наверняка он с радостью поделится богатствами с братьями-христианами и поможет им найти путь в Индию, еще одну богатейшую страну.
Португальские экспедиции продвигались все дальше на юг. Одна из них, которую возглавлял капитан Диогу Кан, в 1482 году продвинулась дальше всех. Кан нашел устье реки Конго. Она впадала в море с северной стороны африканского королевства, где жили около 3 млн человек. Оно существовало еще за 100 лет до прибытия первых европейцев. В 1491 году, через 9 лет после высадки Диогу Кана, в королевство Конго прибыли португальские миссионеры и эмиссары и выстроили дом, обозначив тем самым представительство Португалии.
Короля, которого называли маниконго, выбирали лидеры кланов. Его трон был из дерева, отделанного слоновой костью. Короной служила маленькая шапочка, а символом власти — хлыст из хвоста зебры. Столицей королевства был город Мбанза Конго. Там король проводил парады и смотры войск, сидя под фиговым деревом на площади, и принимал почести. Приближаться к нему можно было только на четвереньках, и никто не должен был видеть, как он ест или пьет. Если король собирался попить или поесть, его слуга ударял друг о друга железными шестами — по этому сигналу окружающие должны были лечь на землю лицом вниз.
Маниконго отнесся к пришельцам дружелюбно. Он с интересом слушал рассказы о Христе, но еще больше его интересовало огнестрельное оружие. Португальцы по его просьбе подавили бунт в провинции с помощью этого оружия, и он им благоволил. Постепенно священники взялись за строительство школ и церквей. Они с презрением относились к обычаям местных жителей, особенно к многоженству, считая его причиной слишком частое присутствие специй в пище.
Тем не менее португальцы видели, что имеют дело с развитым государством, где были законы, чиновники, провинции, ремесла, сельское хозяйство.
Король контролировал налоги в казну. Валютой были ракушки каури с прибрежного острова.
В королевстве существовало рабство, как и в большинстве других африканских королевств и поселений. Формы были разными в зависимости от региона, но в основном рабов захватывали во время военных столкновений, брали в рабство за долги или преступления. У некоторых племен, живущих у бассейна Конго, рабов приносили в жертву богам по особым случаям: например, чтобы они служили умершему вождю в загробном мире. Рабы могли выкупить себя или освободиться по воле хозяина, на них могли жениться свободные люди.