О том, как древняя мудрость может сделать лучше жизнь современного человека.
По словам автора книги, Джонатана Хайдта, книга посвящена 10 великим идеям, сложившимся в разных цивилизациях. Объединяет их то, что каждая так или иначе посвящена достижению счастья. Хайдт делает попытку взглянуть на них с современной точки зрения, непредвзято подойти к ней с меркой современных исследований, отбросить лишнее и извлечь нужное.
Хайдт рассказывает о том, как читал лекции студентам в университете Вирджинии (вводный курс психологии) и стремился к тому, чтобы они усвоили и помнили материал. При подготовке он заметил, что несколько идей так или иначе повторяются в разных контекстах начиная с древних времен, когда они высказывались еще мыслителями древности, а кроме них — поэтами и драматургами прошлого. Постепенно он пришел к тому же выводу, что и Шекспир: мы считаем вещи плохими или хорошими потому, что так устроено наше мышление, а не потому, что они такие и есть.
Хайдт изучал Упанишады, Конфуция, Ветхий и Новый Завет, множество литературных и философских произведений в поисках мыслей о человеческой природе. Он искал между ними что-то общее, а когда находил — записывал это.
Но он не просто ставил цель найти наиболее распространенные и универсальные идеи, посвященные нравственности и морали. Он хотел, чтобы эти идеи подкрепляли друг друга, вытекали одна из другой и объединялись одной целью: помочь людям найти счастье и смысл своего существования.
По словам Хайдта, его книга — попытка найти истоки современной позитивной психологии в древней мудрости.
Разные части нашего мозга взаимодействуют, как всадник и слон. Всадник — это сознательная часть ума, которая хоть и контролирует слона (подсознательную часть), но лишь частично. Для полноценной гармоничной жизни мы должны научить эти части взаимодействовать друг с другом, научить их работать в команде.
Еще один путь к гармоничной жизни — бороться с предвзятостью мышления, ложными тревогами и мнимыми опасностями, которых на самом деле не существует.
Нет гармонии без взаимодействия с другими людьми, но при этом важно не позволить себя эксплуатировать в чьих-то эгоистических целях. Но в то же время необходимо быть объективными, уметь беспристрастно видеть собственные недостатки, а не только соринку в глазу другого. Понимание работы мозга поможет нам понять природу искажений картины реальности, из-за которой мы так свято верим в собственную праведность и непогрешимость, хотя на самом деле это может быть вовсе не так.
Хайдт отмечает, что существует несколько гипотез счастья. Самая простая — что счастье приходит во время исполнения желаний, но, к сожалению, долго оно не длится. Другая распространенная идея — счастье вообще не должно приходить снаружи, оно обретается изнутри и никак не связана с тем, что мир должен удовлетворять наши желания. Античные философы-стоики, как и Будда, считали, что нет смысла в привязанности к людям, вещам или событиям, поскольку все это случайно, недолговечно и в любой момент может быть отнято. Нужно менять не мир, а состояние ума.
Однако, по мнению Хайдта, современные исследования доказывают, что есть внешние условия жизни, которые могут сделать людей счастливее, — например, узы, связывающие нас с другими. Нам нужен правильный баланс между древней мудростью и современной жизнью, чтобы стать счастливее, считает автор.
Кроме связи с другими, нам необходимы личный рост и развитие. Хайдт не согласен с тем, что твердость характера и становление личности должны быть непременно связаны с тяжелыми испытаниями, которые якобы сделают нас сильнее.
Действительно, в некоторых случаях возможен «посттравматический» рост, но надо правильно к этому подойти, избегая широких обобщений и универсальных советов, чтобы рост не превратился в свою противоположность.
Позитивная психология, по мнению Хайдта, исследует и моральные концепции, помогая объединить древние представления и современную реальность.
И, конечно, в каждой жизни должен быть смысл. Как правило, мы связываем осмысленность нашей жизни с каким-то духовным измерением, замыслом Творца на наш счет. Хайдт исследует эту идею с разных сторон, протягивая нити от древних религий к нашим проблемам и реалиям.
Идея 1. Разум разделён на части, которые иногда конфликтуют между собой
Хайдт иллюстрирует эту идею рассказом о конной прогулке, на которой он на спине у лошади оказался на узкой тропе. Впереди и сзади были всадники. Он боялся сорваться с горы, по которой шла тропинка, но ничего не мог сделать и предпочел довериться лошади. Она прекрасно знала дорогу и спокойно дошла куда нужно.
Метафоры с всадниками часто использовали философы, начиная с Платона и заканчивая Фрейдом. Будда сравнивал ум с диким слоном, который бродит где хочет, удовлетворяя свои желания, если у него нет хозяина, который его контролирует. У Платона душа была колесницей, которой управляла рациональная часть ума (возница). В колесницу впряжены две лошади: справа — послушная, красивая, грациозная (разум), слева — необузданная и почти дикая (страсть). Для счастливой и гармоничной жизни вознице нужно добиться взаимодействия обеих лошадей.
Так или иначе, разделение ума на части продолжается с древних времен и до сих пор. Разум и тело; левая и правая половины; новое и старое и т. д.
Так, например, мы бы рады полностью контролировать наше тело при помощи разума, но у него, казалось, есть свой собственный разум, у каждой из его частей. На лице можно прочесть наши мысли, мы не в силах, например, не краснеть от стыда или гнева или не бледнеть от ужаса, наш кишечник живет по собственным законам, а не прислушивается к сигналам мозга. Даже первые христианские святые испытывали разочарование при битве плоти и духа, в которой победа духа никогда не была безусловной.
Даже внутри самого мозга бывают конфликты между правым и левым полушариями, которые борются за главенство.