Беспокойное поколение

англ. Jonathan David Haidt. The Anxious Generation: How the Great Rewiring of Childhood Is Causing an Epidemic of Mental Illness · 2024
Краткое содержание книги
Читается за 35 минут
Очень кратко:

О причинах эпидемии психических расстройств среди подростков.

Интернет кардинально изменил нашу жизнь, и в основном к лучшему. Он помогает общаться и объединяться, способствует гласности, в нем можно найти практически любую информацию. Но влияние интернета и других высоких технологий распространяется не только на взрослых, но и на детей, и его нельзя назвать однозначно положительным.

По сравнению с телевизором, который подростки смотрели с 1950-х годов, новые технологии стали более персонализированными и привлекательными. Многим родителям это казалось благом, потому что ребенка легко занять с помощью смартфона или планшета. Они не задумывались о том, насколько это безопасно, тем более так поступало большинство людей.

Производители смартфонов и планшетов не проводили исследований о том, как влияют их продукты на психику и здоровье детей и подростков. Более того: когда вред для молодежи стал очевидным, они отрицали его и проводили PR-кампании, чтобы расширить круг своих клиентов с помощью еще большей вовлеченности.

Технологические гиганты использовали психологические уловки для привлечения детей на ранних стадиях развития, когда мозг особенно быстро перестраивается в ответ на стимуляцию. Девочек больше всего влекли социальные сети, мальчиков — видеоигры и порнографические сайты. Затягивающий контент потоком лился на неокрепшие умы, заменив и физическую активность, и личное общение. Это сильно изменило развитие детей.

Социальные сети могут быть полезны для взрослых, хотя у некоторых возникает зависимость от разных онлайн-активностей. Тем не менее пользование социальными сетями, как и курение, и азартные игры, — личный выбор каждого взрослого. Но у несовершеннолетних плохо развиты самоконтроль и способность противостоять искушениям, особенно в период полового созревания. В этом возрасте дети легко поддаются влиянию сверстников, ищут их одобрения и стараются делать то, что нравится большинству.

Когда-то дети играли в подвижные игры. Сейчас детство основано на использовании телефона. Подростки с удовольствием остаются дома и играют онлайн. В этом не было бы ничего плохого, если бы они не утрачивали физические и социальные навыки, необходимые всем молодым для преодоления детских страхов. Родители, чрезмерно контролирующие деятельность ребенка в реальном мире, не обращают внимания на его похождения в мире виртуальном.

Идея 1. Распространение смартфонов и высокоскоростного интернета связано с увеличением психических расстройств у детей и подростков

Ничто не предвещало всплеска психических расстройств у детей вплоть до 2000-х годов. Но в начале 2010-х картина стала иной, причем сразу в нескольких странах, где показатели психических заболеваний среди детей и подростков резко выросли. В основном это были тревожность и депрессия. Многие исследования отмечают рост количества подростков, которые обращаются за неотложной психиатрической помощью или причиняют себе вред, попадая из-за этого в больницы. Уровень самоповреждений среди девочек-подростков и молодых девушек возрос почти втрое с 2010 по 2020 год. Это указывает на возросшую степень дистресса и безнадежности, на сильную тревогу и депрессию. Похожая тенденция наблюдается и у мальчиков.

Мобильные телефоны появились у подростков с конца 1990-х годов, но это были простые модели без доступа в интернет, для общения с семьей и друзьями в любом месте и в любое время. Смартфоны — совсем другое дело. Они дают круглосуточный доступ в Сеть, могут запускать огромное количество приложений, рассылать уведомления от сетевых друзей, чтобы пользователь знал, кто чем занят. На первый взгляд это кажется удобным, но не дает преимуществ живого общения.

К 2011 году обладателями смартфонов была примерно треть американских подростков, а у остальных были обычные мобильные телефоны. Они пользовались социальными сетями, но в основном с помощью компьютера. Это ограничивало доступ, а войти в интернет вне дома было достаточно сложно. Однако все больше распространялся высокоскоростной интернет, развивался рынок персональных компьютеров, дети получили возможность выходить в интернет из любого места.

К 2016 году уже три четверти американских детей и подростков в возрасте от 8 до 12 лет имели смартфоны. Они стали проводить больше времени в виртуальном мире. Те, у кого есть аккаунт в социальных сетях, проводят в них около двух часов в день, а в целом — около 7 часов в день в свободное время, играя в видеоигры и просматривая ролики и фильмы. Отчет некоммерческой организации Pew Research за 2015 год показал, что каждый четвертый подросток находится в Сети почти постоянно. К 2022 году эта цифра достигла 46%. Хайдт считает, что эти цифры объясняют неожиданное ухудшение психического здоровья подростков.

Тенденция к тревожности и депрессии среди подростков наблюдалась не только в США, но и в Великобритании, Канаде и других развитых странах. После 2012 года во всем западном мире среди школьников усилилось чувство отчуждения. Возможно, то же самое происходит и в других странах, но точных данных по ним нет.

Получив в руки смартфон, мы, по выражению профессора Массачусетского технологического института Шерри Теркл, навсегда остаемся в другом месте. Это трансформирует сознание не только взрослого, но и особенно сильно — ребенка. Детство, основанное на играх, сменилось детством, основанным на смартфонах. Это привело к тому, что повседневная социальная жизнь детей и подростков изменилась радикальным образом.

Дети взрослеют медленно, постепенно обучаясь навыкам взрослой жизни. Мотивацией для них служат свободная игра, сонастройка и социальное обучение. Когда детство основано на играх, дети после школы свободно играют друг с другом без присмотра взрослых, чтобы удовлетворить все эти потребности. Но в виртуальном мире они больше не могут использовать такую мотивацию в полной мере.

Продолжение — на MakeRight
Оформите подписку на MakeRight и получите доступ к этому и ещё 800 пересказам нонфикшен-книг. Почти все пересказы озвучены, их можно скачать и слушать фоном. Фрагмент озвучки:
Посетителям Брифли — скидка 30% в первые 3 дня после регистрации на MakeRight.
Подписаться на MakeRight

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ: