О том, что нам не стоит переоценивать пользу порядка; и о том, как можно улучшить жизнь, привнеся в неё немного хаоса.
Автор книги, журналист и экономист Тим Харфорд, обращает внимание на тот факт, что в своей жизни мы пытаемся достичь равновесия и спокойствия, избегая того, что «расшатывает лодку». И такое стремление к упорядоченности взращивается с раннего детства. Скорее всего, родители с самыми благими целями приучали вас к поддержанию порядка в комнате; в школе и институте вам прививали систематичный подход к жизни, учили планированию; работодатель был заинтересован в вашей последовательности, организованности и предсказуемости. Проблема в том, что мы не осознаем, к каким трагичным последствиям зачастую приводит желание полностью искоренить беспорядок из нашей действительности.
Автор отмечает, как сильно такие факторы, как неопределённость ситуации и новые условия, меняют нашу реальность и приводят к самым неожиданным результатам. Порой самые грандиозные, творческие, счастливые моменты случаются именно тогда, когда у нас «выбивают почву из-под ног», когда беспорядок врывается в нашу обыденность.
Ярким примером такого вывода служит удивительный джазовый концерт американского пианиста Кита Джарретта, который состоялся 27 января 1975 года в Кёльне. За несколько часов до музыкального вечера маэстро наотрез отказался выступать, когда увидел и услышал инструмент, на котором ему предстояло играть. Только жалость к организаторам концерта, которые продали почти полторы тысячи билетов, заставила Джарретта передумать и всё-таки подойти к непригодному роялю. Возможно, вас удивит, что для слушателей этот концерт стал настоящим чудом, а пластинки с его записью побили все рекорды продаж джазовой музыки. Стремление Кита Джарретта к настроенному инструменту — пример того, насколько соблазнительной для нас является идея порядка. Однако именно недостатки инструмента помогли пианисту совершить переворот в собственном творчестве, который был бы просто невозможен, если бы музыкант так и не решился на эксперимент.
Идея 1. Хаос и непредсказуемость подстегивают креативность и творческое мышление
Что будет, если мы последуем примеру Кита Джаррета и впустим в собственную жизнь больше импровизации? Мы можем стать более гибкими и быстрыми, а кроме того, импровизация высвобождает творческую энергию. Изучая работу полушарий мозга с помощью магнитно-резонансной томографии, исследователи выяснили, что во время импровизации выключаются те зоны, которые отвечают за внутреннего критика, и у человека появляется возможность найти в себе источник новых идей.
Даже если вы далеки от мира музыки, вы каждый день сталкиваетесь с импровизацией другого рода — человеческим общением. Для общения характерно то же, что и для музыкальной импровизации. Беседа — это хаотичный и динамичный процесс, когда мы подстраиваемся под другого человека, реагируя на его слова, дополняя их. Кроме того, импровизация в общении всегда кажется честной и личной, что помогает собеседникам перейти на новый уровень близости и взаимодействия.
Есть проверенный приём для поддержания интересной беседы — «привычка говорить «да». Ее суть: в ходе беседы принимайте все новые возможности, не отказываясь ни от одной. Слова «нет» для вас просто не существует, говорите «да, и…». Если вы будете принимать и дополнять то, о чём только что говорили, этот метод поможет вам открыть мир собеседника.
Что же нам необходимо для успешной импровизации? В первую очередь, практика, с помощью которой вы доведете до автоматизма свои навыки. Чем чаще вы будете «проверять себя на прочность», тем проще вам будет решиться на импровизацию в дальнейшем, и тем свободнее вы будете себя при этом чувствовать. Залогом успешной импровизации является желание рисковать и умение отпустить ситуацию.
Мы настолько привязаны к упорядоченности, что порой только непредвиденные трудности вынуждают нас изменить привычный способ действия. Именно это случилось в Лондоне в 2014 году. Закрытие большинства станций метро из-за забастовки сотрудников привело к тому, что людям не оставалось ничего другого, кроме как искать новые способы передвижения. Исследователи, наблюдавшие за изменениями после восстановления работы метро, зафиксировали, что каждый двадцатый пассажир стал и в дальнейшем пользоваться новым маршрутом, который оказался удобнее. Возможно, и вам тоже стоит нарушить установившийся порядок и попробовать добраться до работы не так, как обычно.
Ещё один неочевидный приём для подстегивания креативности — работа сразу над несколькими проектами, что практикуют многие творческие личности. Такая тактика помогает проектам обогащать друг друга и даёт человеку возможность переключать внимание с одного проекта на другой в поисках вдохновения.
Можно использовать этот метод, но здесь есть опасность — работа над несколькими проектами может стать причиной постоянной тревоги. Чтобы этого не случилось с вами, необходимо фиксировать приходящие идеи, чтобы ни одна из них не потерялась. Например, можно использовать метод хореографа Твайлы Тарп, которая выделяет под каждый свой проект коробку. В этой коробке хранится вся информация: заметки, диски, книги и любые физические объекты, которые могут её вдохновить. Коробки она наполняет материалами, подписывает, и каждая из них ждет своего часа. Таким образом, Тарп не переживает за сохранность собственных идей и может вернуться к конкретному проекту в любой удобный момент. Автор книги для работы со своими проектами использует настенный стальной лист с магнитами и карточками. Этот способ позволяет легко перемещать и заменять карточки, а также вносить коррективы в текущие проекты. Например, несколько активных проектов удобно расположить сверху листа, а все остальные, которые находятся на заднем плане, ниже.