Столкновение цивилизаций . и преобразование мирового порядка

англ. Samuel P. Huntington. The Clash of Civilizations · 1996
Краткое содержание книги
Читается за 30 минут, оригинал — 17 ч

Природа цивилизаций

Усложнение мира

Еще недавно, во времена холодной войны, мир был биполярным: СССР противостоял США, а остальные страны поддерживали либо ту, либо другую сторону. В 1990-е холодная война позади, но мир не стал проще. То там, то тут, от Югославии до Чечни, вспыхивают все новые и новые конфликты. И главные их причины не идеологические и даже не политические, а культурные. Народы и нации, вышедшие из зоны притяжения империй, оказавшись самостоятельными, спрашивают себя не «С кем мы?», но «Кто мы есть?». Раньше соперничали сверхдержавы, теперь — цивилизации.

Это самая сложная, самая тяжелая форма соперничества. Материальные претензии можно урегулировать путем переговоров, идео­логические — обсуждать. Но культурные противоречия сводятся к основам человеческой жизни — религии, языку, обычаям, само­ощущению.


Девять цивилизаций

У цивилизаций нет четких границ, их форма со временем меняется. Но на это нужно очень много времени: некоторые цивилизации, о которых идет речь в этой книге, возникли по крайней мере тысячу лет назад. 

Определяющая характеристика цивилизаций — религия. Из пяти мировых религий четыре (христианство, ислам, конфуцианство и индуизм) связаны с основными цивилизациями. Сегодня в мире девять цивилизаций (статус двух спорный):

1. Синская, объединяющая культуру Китая и китайских сообществ в Юго-Восточной Азии, а также родственные культуры Кореи.

2. Японская, отсоединившаяся от китайской между 100 и 400 годами нашей эры.

3. Индуистская — с центром в Индии, но распространившаяся за ее пределы вместе с индуизмом.

4. Исламская, включающая множество субцивилизаций (арабская, малайская, персидская), которые, однако, объединены общей религией, шествующей по миру с VII века нашей эры.

5. Православная, с центром в России, отличная от западного христианства своими византийскими корнями, столетиями татарского влияния, ограниченного влияния на нее Реформации и Возрождения.

6. Западная, зарождение которой относят к 700–800 годам нашей эры. Включает Европу, Северную Америку, Новую Зеландию и Австралию.

7. Латиноамериканская — в отличие от западной, отпрыском которой была, она преимущественно авторитарная, сугубо католическая, к тому же объединяющая местные культуры, никак не связанные с Европой.

8. Африканская. Большинство ученых ее не признают. Север Африканского континента и его восточное побережье относят к исламской цивилизации, Эфиопию вообще считают отдельной цивилизацией, в других странах видят сильное влияние западных миссионеров. В Африке сильна племенная идентификация, но сложится ли она со временем в чувство национального единства, неизвестно.

9. Буддийская. Статус этой цивилизации тоже спорный. Став мировой религией, буддизм, однако, имеет множество непохожих разновидностей. Одни ученые полагают, что Таиланд, Лаос, Шри-Ланку, Камбоджу можно объединить в буддийскую цивилизацию теравады, а Тибет, Бутан, Монголию отнести к буддийской цивилизации махаяны. Китай, Индия, Япония приняли разные версии буддизма, но не ощущают себя как буддийская цивилизация.


Структура цивилизаций

Цивилизации имеют свою социально-политическую структуру.

Стержневые страны. Наиболее могущественная в культурном отношении страна становится стержневой для той или иной цивилизации. 

  • Японская цивилизация совпадает со стержневым государством — Японией. 
  • Индуистская, синская и православная цивилизации имеют абсолютно доминирующие стержневые страны (Индию, Китай и Россию соответственно). 
  • У западной цивилизации два стержня — США и франко-­германский центр в Европе. 
  • Латинская Америка, Африка и исламская цивилизация не имеют стержневых стран. 

Страны, которые в культурном плане отождествляют себя с одной цивилизацией, называют странами-участницами (так, Франция — страна-участница западной цивилизации).

Почему Африка и Латинская Америка не имеют стержневых стран, понять легко: на протяжении десятилетий они были управляемы западными колонистами. Впрочем, при благоприятных социальных и экономических условиях стержневые страны там могут появиться: в Латинской Америке, например, Бразилия, в Африке — ЮАР. 

С исламской цивилизацией сложнее. На Востоке государства, как правило, имеют большие проблемы с легитимностью, к тому же их границы не всегда совпадают с границами этнических групп. Идея национального государства трудносовместима с идеей единства ислама (так и европейский марксизм предполагал единое пролетарское государство). 

В прошлом стержневые государства возникали, только когда политическое и религиозное руководство (султанат и халифат) удавалось объединить в один правящий институт. 

Сегодня ни одна страна Востока не обладает достаточными ресурсами, чтобы стать лидером ислама.

Продолжение — на Smart Reading
Зарегистрируйтесь на Smart Reading и получите доступ к этому и ещё 800 пересказам нонфикшен-книг. Все пересказы озвучены, их можно скачать и слушать фоном. Фрагмент озвучки:
Первые 7 дней доступа — бесплатно.

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:

Электронная книга

Столк­но­ве­ние циви­ли­за­ций
Книга «Столкновение цивилизаций» чрезвычайно богата по своему замыслу и воплощению. Она дает новое понимание современного мирового хаоса и предлагает новый словарь для интерпретации стремительно растущих проблем нашего все более тесного мира. Предложенный Хантингтоном анализ тектонических сдвигов в таких базовых областях, как вера, культура и политика, поначалу ошеломляет, но с каждой страницей становится все более убедительным...

Читайте также