Природа цивилизаций
Усложнение мира
Еще недавно, во времена холодной войны, мир был биполярным: СССР противостоял США, а остальные страны поддерживали либо ту, либо другую сторону. В 1990-е холодная война позади, но мир не стал проще. То там, то тут, от Югославии до Чечни, вспыхивают все новые и новые конфликты. И главные их причины не идеологические и даже не политические, а культурные. Народы и нации, вышедшие из зоны притяжения империй, оказавшись самостоятельными, спрашивают себя не «С кем мы?», но «Кто мы есть?». Раньше соперничали сверхдержавы, теперь — цивилизации.
Это самая сложная, самая тяжелая форма соперничества. Материальные претензии можно урегулировать путем переговоров, идеологические — обсуждать. Но культурные противоречия сводятся к основам человеческой жизни — религии, языку, обычаям, самоощущению.
Девять цивилизаций
У цивилизаций нет четких границ, их форма со временем меняется. Но на это нужно очень много времени: некоторые цивилизации, о которых идет речь в этой книге, возникли по крайней мере тысячу лет назад.
Определяющая характеристика цивилизаций — религия. Из пяти мировых религий четыре (христианство, ислам, конфуцианство и индуизм) связаны с основными цивилизациями. Сегодня в мире девять цивилизаций (статус двух спорный):
1. Синская, объединяющая культуру Китая и китайских сообществ в Юго-Восточной Азии, а также родственные культуры Кореи.
2. Японская, отсоединившаяся от китайской между 100 и 400 годами нашей эры.
3. Индуистская — с центром в Индии, но распространившаяся за ее пределы вместе с индуизмом.
4. Исламская, включающая множество субцивилизаций (арабская, малайская, персидская), которые, однако, объединены общей религией, шествующей по миру с VII века нашей эры.
5. Православная, с центром в России, отличная от западного христианства своими византийскими корнями, столетиями татарского влияния, ограниченного влияния на нее Реформации и Возрождения.
6. Западная, зарождение которой относят к 700–800 годам нашей эры. Включает Европу, Северную Америку, Новую Зеландию и Австралию.
7. Латиноамериканская — в отличие от западной, отпрыском которой была, она преимущественно авторитарная, сугубо католическая, к тому же объединяющая местные культуры, никак не связанные с Европой.
8. Африканская. Большинство ученых ее не признают. Север Африканского континента и его восточное побережье относят к исламской цивилизации, Эфиопию вообще считают отдельной цивилизацией, в других странах видят сильное влияние западных миссионеров. В Африке сильна племенная идентификация, но сложится ли она со временем в чувство национального единства, неизвестно.
9. Буддийская. Статус этой цивилизации тоже спорный. Став мировой религией, буддизм, однако, имеет множество непохожих разновидностей. Одни ученые полагают, что Таиланд, Лаос, Шри-Ланку, Камбоджу можно объединить в буддийскую цивилизацию теравады, а Тибет, Бутан, Монголию отнести к буддийской цивилизации махаяны. Китай, Индия, Япония приняли разные версии буддизма, но не ощущают себя как буддийская цивилизация.
Структура цивилизаций
Цивилизации имеют свою социально-политическую структуру.
Стержневые страны. Наиболее могущественная в культурном отношении страна становится стержневой для той или иной цивилизации.
- Японская цивилизация совпадает со стержневым государством — Японией.
- Индуистская, синская и православная цивилизации имеют абсолютно доминирующие стержневые страны (Индию, Китай и Россию соответственно).
- У западной цивилизации два стержня — США и франко-германский центр в Европе.
- Латинская Америка, Африка и исламская цивилизация не имеют стержневых стран.
Страны, которые в культурном плане отождествляют себя с одной цивилизацией, называют странами-участницами (так, Франция — страна-участница западной цивилизации).
Почему Африка и Латинская Америка не имеют стержневых стран, понять легко: на протяжении десятилетий они были управляемы западными колонистами. Впрочем, при благоприятных социальных и экономических условиях стержневые страны там могут появиться: в Латинской Америке, например, Бразилия, в Африке — ЮАР.
С исламской цивилизацией сложнее. На Востоке государства, как правило, имеют большие проблемы с легитимностью, к тому же их границы не всегда совпадают с границами этнических групп. Идея национального государства трудносовместима с идеей единства ислама (так и европейский марксизм предполагал единое пролетарское государство).
В прошлом стержневые государства возникали, только когда политическое и религиозное руководство (султанат и халифат) удавалось объединить в один правящий институт.
Сегодня ни одна страна Востока не обладает достаточными ресурсами, чтобы стать лидером ислама.
Первые 7 дней доступа — бесплатно.